незваный гость писал(а):
Мы уже обсуждали подробно ОДЗ
Речь не только и не столько об ОДЗ, сколько о надуманных правилах, сравнимых по своей суровостью с правилом "шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте".
незваный гость писал(а):
М-да. Должен признать, что ОДЗ тут всё же считается. В два приема, но считается.
Конечно считается, однако лишь выписывание неравенств занимает время, сравнимое с тем, что требуется для решения. Попутно отмечу, что решение неравенств - задача, как правило, более сложная, чем решение уравнения. Без труда можно составить задачу, в которой ОДЗ вообще не может быть найдена аналитически.
Теперь об оценке. Попробуем оценить два решения следующей задачи:
Найти все решения уравнения:
![$\sqrt{x}=-1$ $\sqrt{x}=-1$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/3/0/730fd0c55180934025f4a21e805051d582.png)
.
Решение 1. Возводя в квадрат, получим
![$x=1$ $x=1$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/4/1/f41f51aeb9528548f1409a3a0ec6164082.png)
. При устном ответе такое начало в соответствии с инструкцией должно караться незамедлительно:
- Садись, два!
При письменном, школьник может продолжить: подставляем x=1 в уравнение и видим, что оно не выполняется. Ответ: решений нет.
Резюме проверяющего - два, не указана ОДЗ.
Решение 2. ОДЗ:
![$x\in [0, +\infty)$ $x\in [0, +\infty)$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/8/3/a831fb8e7ba48545fa770834fb2431ca82.png)
- Боже упаси написать вместо этого
![$x\ge 0$ $x\ge 0$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/d/7/dd76c4c1547d8a18e694401beed3d78e82.png)
- за это могут и снизить.
Теперь возведём в квадрат и получим x=1. В ОДЗ входит, поэтому ответ: x=1.
Оценка проверяющего - 3, ОДЗ найдена правильно, но допущена ошибка - при возведении в квадрат должно налагаться условие.
Не надо мне только говорить, что отсутствие решений очевидно с самого начала - пример утрирован специально. Если он не нравится, посмотрите другие:
Попутное замечание: довольно часто наблюдал, как в результате арифметической ошибки абитуриент отбрасывает "посторонние" корни уравнения типа
![$\sqrt{A}=B$ $\sqrt{A}=B$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/4/7/d47e0c8db5390345462f7a1ce87be8d082.png)
, проверяя автоматически выполняющееся для корней уравнения
![$A=B^2$ $A=B^2$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/2/3/a230c1e70e4091445d547da77fd1b39c82.png)
условие
![$A\ge 0$ $A\ge 0$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/1/1/311b3ddac8acd601e99a493a4ef2ae9b82.png)
. Это бывает как при наличии условия
![$B\ge 0$ $B\ge 0$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/4/4/544e3c951602e9c64e5ee038eeb2df2682.png)
у абитуриента, так и при его отсутствии.
Решим последнее уравнение без оглядки на инструкцию:
Возведём в квадрат и заменой
![$s=\sin x$ $s=\sin x$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/6/6/2663504715fe3e3d506942340ad42efa82.png)
сведём к квадратному уравнению
![$2s^2-5s+2=0$ $2s^2-5s+2=0$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/e/0/1e02d87cacaf1c7d016fb33b268cc49882.png)
с корнями
Отбросив посторонний корень, подставим оставшийся
![$s_1=\frac{1}{2}$ $s_1=\frac{1}{2}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/d/d/addcf40d718fb6606faff5e1ca5bd88082.png)
в исходное уравнение. Тогда получим систему:
![$ \cos x=\frac{\sqrt3}{2}$ $ \cos x=\frac{\sqrt3}{2}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/9/a/e9a1adea4f423af7edf9ec16a250d5ed82.png)
,
откуда получаем ответ:
Согласно инструкции это решение оценивается двойкой.
Кстати о тригонометрических уравнениях. Если в ответе при описании нескольких серий используется одна и та же буковка
![$k$ $k$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/3/b/63bb9849783d01d91403bc9a5fea12a282.png)
, то это тоже повод для снижения оценки!
Ещё пример надуманных требований. Мой однокашник, будучи завучем ФМШ возил в РОНО (или как он теперь называется?) работы фымышат - кандидатов на медаль. Практически все работы отфутболивались. Вот запомнившаяся пара аргументов чиновников:
1) Ну какая же здесь пятёрка, если одна из задач не доведена до конца? А то, что выпускной экзамен приравнивался к вступительным экзаменам в НГУ (стало быть министерские задачи с нашими и рядом не стояли) чиновника не интересовало. Как следствие, от совмещения выпускных экзаменов со вступительными пришлось отказаться.
2) Ответ школьницы в довольно сложном логарифмическом уравнении, требующего грамотного разбора случаев из-за присутствия в нём модулей, чиновник счёл неверным: вместо
![$x = 1$ $x = 1$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/6/1/8614628c35cbd72f9732b246c2e4d7b882.png)
и
![$x=2$ $x=2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/5/f/35f90009ee25795d1c7343df953d384582.png)
следовало написать
![$x = 1$ $x = 1$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/6/1/8614628c35cbd72f9732b246c2e4d7b882.png)
или
![$x=2$ $x=2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/5/f/35f90009ee25795d1c7343df953d384582.png)
.