незваный гость писал(а):
Мы уже обсуждали подробно ОДЗ
Речь не только и не столько об ОДЗ, сколько о надуманных правилах, сравнимых по своей суровостью с правилом "шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте".
незваный гость писал(а):
М-да. Должен признать, что ОДЗ тут всё же считается. В два приема, но считается.
Конечно считается, однако лишь выписывание неравенств занимает время, сравнимое с тем, что требуется для решения. Попутно отмечу, что решение неравенств - задача, как правило, более сложная, чем решение уравнения. Без труда можно составить задачу, в которой ОДЗ вообще не может быть найдена аналитически.
Теперь об оценке. Попробуем оценить два решения следующей задачи:
Найти все решения уравнения:
.
Решение 1. Возводя в квадрат, получим
. При устном ответе такое начало в соответствии с инструкцией должно караться незамедлительно:
- Садись, два!
При письменном, школьник может продолжить: подставляем x=1 в уравнение и видим, что оно не выполняется. Ответ: решений нет.
Резюме проверяющего - два, не указана ОДЗ.
Решение 2. ОДЗ:
- Боже упаси написать вместо этого
- за это могут и снизить.
Теперь возведём в квадрат и получим x=1. В ОДЗ входит, поэтому ответ: x=1.
Оценка проверяющего - 3, ОДЗ найдена правильно, но допущена ошибка - при возведении в квадрат должно налагаться условие.
Не надо мне только говорить, что отсутствие решений очевидно с самого начала - пример утрирован специально. Если он не нравится, посмотрите другие:
Попутное замечание: довольно часто наблюдал, как в результате арифметической ошибки абитуриент отбрасывает "посторонние" корни уравнения типа
, проверяя автоматически выполняющееся для корней уравнения
условие
. Это бывает как при наличии условия
у абитуриента, так и при его отсутствии.
Решим последнее уравнение без оглядки на инструкцию:
Возведём в квадрат и заменой
сведём к квадратному уравнению
с корнями
Отбросив посторонний корень, подставим оставшийся
в исходное уравнение. Тогда получим систему:
,
откуда получаем ответ:
Согласно инструкции это решение оценивается двойкой.
Кстати о тригонометрических уравнениях. Если в ответе при описании нескольких серий используется одна и та же буковка
, то это тоже повод для снижения оценки!
Ещё пример надуманных требований. Мой однокашник, будучи завучем ФМШ возил в РОНО (или как он теперь называется?) работы фымышат - кандидатов на медаль. Практически все работы отфутболивались. Вот запомнившаяся пара аргументов чиновников:
1) Ну какая же здесь пятёрка, если одна из задач не доведена до конца? А то, что выпускной экзамен приравнивался к вступительным экзаменам в НГУ (стало быть министерские задачи с нашими и рядом не стояли) чиновника не интересовало. Как следствие, от совмещения выпускных экзаменов со вступительными пришлось отказаться.
2) Ответ школьницы в довольно сложном логарифмическом уравнении, требующего грамотного разбора случаев из-за присутствия в нём модулей, чиновник счёл неверным: вместо
и
следовало написать
или
.