Плоскость разбита на клеточки (то есть
![\mathbb{Z}^2 \mathbb{Z}^2](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/5/1/f5149b28fdb5a97ce4029d5f8cea148682.png)
, бесконечная шахматная доска), на ней дана фигура - конечное число клеточек. Вопрос - можно ли этой фигурой замостить плоскость? То есть придумать алгоритм, позволяющий по фигуре определить, можно ли ее копиями покрыть всю плоскость без наложений (или доказать, что алгоритма не существует
![Wink :wink:](./images/smilies/icon_wink.gif)
). Фигуру можно двигать, поворачивать, переворачивать.
Дальше - вопросы как всегда: типа неужели до меня никто такую задачу не придумал итп. Пробовал искать в интернете, но удачно составить запрос не получилось - речь шла либо о разбиении "непрерывной" плоскости на многоугольники итп, либо о задачах по программированию о разбиении конечных фигур на более мелкие.
Возможны варианты: та же задача на прямой, в многомерном пространстве, запретить повороты, отражения, требовать от фигуры, чтобы она была связной, односвязной, полиомино, в-некотором-смысле-выпуклой, итп. Просто первый вариант мне кажется наиболее естественным.
Вот несколько простых примеров. Звездочками обозначены клетки фигуры, точками - пустые клетки.
1. Фигура, которой нельзя замостить плоскость:
Код:
.....
..**.
.*.*.
.**..
.....
После того, как мы поставили первую такую фигуру, ее центральную клетку уже никак накрыть не удастся. Шесть клеточек - кто меньше?
2. Наименьшая фигура, для которой я еще не знаю ответа - всего четыре клеточки!
Код:
........
.*..***.
........
3. Односвязное полиомино, которым нельзя замостить плоскость (это не я придумал)
Код:
.......
.*...*.
.*...*.
.*...*.
.*****.
.......
(P.S. Товарищи модераторы! А слово "Код" убрать можно как-нибудь?)
Тривиальное, но обнадеживающее соображение: если из какой-нибудь фигуры A удалось сложить фигуру, подобную фигуре B, то есть отличающуюся от нее растяжением по осям в целое число раз (возможно, в разное по разным осям), и про фигуру B известно, что ей можно замостить плоскость, то то же можно сказать и о фигуре A. Может, удастся найти "достаточно маленькое" количество таких фигур B, к которым все можно сводить?
Ну и так далее. Я этим не занимаюсь
![Embarassed :oops:](./images/smilies/icon_redface.gif)
, но вроде красивая задачка по дискретной математике.