2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Разбиение плоскости
Сообщение07.07.2007, 09:35 
Экс-модератор


17/06/06
5004
Плоскость разбита на клеточки (то есть \mathbb{Z}^2, бесконечная шахматная доска), на ней дана фигура - конечное число клеточек. Вопрос - можно ли этой фигурой замостить плоскость? То есть придумать алгоритм, позволяющий по фигуре определить, можно ли ее копиями покрыть всю плоскость без наложений (или доказать, что алгоритма не существует :wink: ). Фигуру можно двигать, поворачивать, переворачивать.

Дальше - вопросы как всегда: типа неужели до меня никто такую задачу не придумал итп. Пробовал искать в интернете, но удачно составить запрос не получилось - речь шла либо о разбиении "непрерывной" плоскости на многоугольники итп, либо о задачах по программированию о разбиении конечных фигур на более мелкие.

Возможны варианты: та же задача на прямой, в многомерном пространстве, запретить повороты, отражения, требовать от фигуры, чтобы она была связной, односвязной, полиомино, в-некотором-смысле-выпуклой, итп. Просто первый вариант мне кажется наиболее естественным.

Вот несколько простых примеров. Звездочками обозначены клетки фигуры, точками - пустые клетки.

1. Фигура, которой нельзя замостить плоскость:
Код:
.....
..**.
.*.*.
.**..
.....

После того, как мы поставили первую такую фигуру, ее центральную клетку уже никак накрыть не удастся. Шесть клеточек - кто меньше?

2. Наименьшая фигура, для которой я еще не знаю ответа - всего четыре клеточки!
Код:
........
.*..***.
........

3. Односвязное полиомино, которым нельзя замостить плоскость (это не я придумал)
Код:
.......
.*...*.
.*...*.
.*...*.
.*****.
.......

(P.S. Товарищи модераторы! А слово "Код" убрать можно как-нибудь?)

Тривиальное, но обнадеживающее соображение: если из какой-нибудь фигуры A удалось сложить фигуру, подобную фигуре B, то есть отличающуюся от нее растяжением по осям в целое число раз (возможно, в разное по разным осям), и про фигуру B известно, что ей можно замостить плоскость, то то же можно сказать и о фигуре A. Может, удастся найти "достаточно маленькое" количество таких фигур B, к которым все можно сводить?

Ну и так далее. Я этим не занимаюсь :oops:, но вроде красивая задачка по дискретной математике.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.07.2007, 10:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Ключевые слова для поиска: Голомб, полимино (полиомино).

 Профиль  
                  
 
 Пока не нашел.
Сообщение07.07.2007, 21:07 
Экс-модератор


17/06/06
5004
Спасибо Someone! Это книжка такая? Пока не нашел. Там эта задача разбирается?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пока не нашел.
Сообщение07.07.2007, 22:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
AD писал(а):
Спасибо Someone! Это книжка такая? Пока не нашел. Там эта задача разбирается?


Где-то у меня такая книжка была, но сейчас не нашёл. Насколько я помню, там вопрос о замощении плоскости и различных её частей наборами полимино затрагивается.

 Профиль  
                  
 
 Решил *..***
Сообщение09.07.2007, 21:55 
Экс-модератор


17/06/06
5004
Фигурой, про которую я в начале темы не знал решения, замостить плоскость
 i  11.05.2010:
Не скажу, можно или нельзя, потому что предложил этот вопрос как задачку в одну онлайн-олимпиаду.
:P


Но к ответу на основной вопрос "существует ли алгоритм ..." это не приблизило. Наверное, стоит попробовать написать поисковую програмку?... Хотя, наверное, "всё уже украдено до нас" ...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group