Lion писал(а):
Почему в день прощания со Сталиным миллионные толпы искринне скорбящих людей вышли на улицы? Почему из всех городов шли поезда с людьми --- проститься? Почему непрерывно заседала комисия по похоронам, стараясь превзойти все возможное в увековечивании Вождя? Хотели даже построить Пантеон (!!!).
Я думаю, что тут несколько вопросов, и в том числе — несколько вопросов в одном.
Начну с конца. С комиссии по организации похорон, Пантеона и разных прочих Берия. Давайте не смешивать деятельность этих людей с их мироощущением. Подозреваю, это были достаточно трезво рассчитывающие свои поступки люди, которых интересовал, в частности, завтрашний день. История царствования пишется не сразу по смерти властителя, даже если политика последователя меняется (за исключением переворота, которому надо срочно придать видимость законности). Правитель не одинок: его поддерживает достаточно сильная партия, которая не девается никуда в одночасье. Поэтому люди в аппарате просто занимались политической активностью: в частности, важно удержать народные массы, чтобы не оказаться среди них. Отсюда — это аппаратное шоу.
С другой стороны, в аппарате к тому моменту не осталось людей, которые не умели скрывать свои мысли. Давайте без иллюзий — они не дураки. Но это значит, в частности, что они думают, что говорят, а не говорят, что думают. В их ум я готов поверить, в их честность — нет.
Теперь о «простых» людях. Несомненно, их почитание было искренним. Насколько информированным и общим — это другой вопрос.Помимо всего прочего, «лицом к лицу лица не увидать», и лишь единицы понимали и готовы были повторить:
Цитата:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Это — очень высокий уровень осознания событий. До него могли подняться не все. Конформность — страшная сила (и все мы конформны, в той или иной степени).
Есть еще один любопытный момент: эффект наблюдателя. То, что мы знаем про ГУЛАГ, про это время, мы знаем, в основном, из книг, написанных пережившими. Это накладывает два отпечатка: уцелеть было куда больше шансов в лазарете, чем на общих работах, а написать книгу — у изначально образованного человека, чем у рабочего/крестьянина. Поэтому воспоминаний «простых» людей сохранилось так мало. Может создаться ощущение, что их не было, но оно обманчиво: для того, чтобы доказать как его, так и противоположную точку зрения нужно каким-то образом устранить эффект наблюдателя.
Этот же эффект наблюдателя, несомненно, присутствует и в описании народной скорби. Откуда мы о ней знаем? в основном из газет. Ни Вы,
Lion, ни я не не слушали радио сами (я не помню, был ли телевизор-то). Надо ли говорить, что содержание СМИ определяется владельцем — всегда и везде (и «свободной» американской прессе об этом тоже время от времени напоминают). Хотя, я слышал рассказы детей, плакавших на школьной линейке. Это — тоже часть моей мозаики. И, Вы знаете, я помню рассказ женщины (и ее ужас), ребенок которой учился читать. И прочитал на улице (громко, как это дети делают) «Да здравствует ха-ха-ха летие Октября». Не знал он римских цифр в шесть лет. Почему она была испугана?
Кроме того, мы не знаем, насколько народная скорбь была хорошо организована. Поезда говорите? Не сомневаюсь, были и поезда. В партком завода вызываются 3–5–10 рабочих, которым говорят: «Товарищи! Вы выразите скорбь заводчан на похоронах». Я чего-то сомневаюсь, что кто-то откажется. Но, подозреваю, что Вам так просто билет в Москву бы никто не дал. Не говоря уж о билете на похороны (абонементы 80–90х были еще не в ходу). И, кстати, я верю — скорбь этих делегатов была искренней (и среди нас, в куда более информированном обществе, есть «морпехи»). Но понимали ли они, что ими манипулируют?
Вы можете найти мою позицию циничной. Что делать, «Я не люблю людей. // Что-то в их лицах есть, // Что противно уму, // Что выражает лесть // Неизвестно кому.»
P.S. В 80е (или самом-самом начале 90х) в «Огоньке» были опубликованы воспоминания простой женщины — несколько тетрадок с «картинками». Ее семья либо эмигрировала из Румынии, либо попала в Молдавию вместе с Бессарабией. Люди, если у кого сохранилась подшивка — я буду очень благодарен за скан (по моему, это несколько номеров подряд).