2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение18.03.2013, 15:08 


28/08/10
65
Здраствуйте.
Читал я тут на досуге книгу одну. Автор некто Т. Кенио. Называется - Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления.
В этой книге есть четвертая глава. Там описаны переходные процессы шагового двигателя при одном шаге.
Мысли у меня появились такие (вместе с вопросами). Мы ведь можем считать контроллер, драйвер и сам ШД единым блоком с точки зрения теории управления. Эдаким "черным ящиком". Этот блок мы понимаем как импульсную систему, но вот вопрос: если мне по своим нуждам не особо важен момент, создаваемый двигателем, а больше важна скорость его вращения, то я могу ведь описать этот блок как преобразователь "частота импульсов - скорость вращения"?
С другой стороны момент на валу и скорость вращения между собой имеют некоторую связь. Единственное, что я об этом слышал - "с ростом скорости вращения вала момент понижается". Однако мы не будем забывать, что ШД это не просто двигатель постоянного тока и его скорость (в идеальном случае) не во всех местах непрерывна, что приводит нас к вопросу: Что здесь понимается под скоростью вращения, чем она задается? Ок, мы говорим, мол, от скорости вращения мы можем перейти к частоте отработки шагов. Но это только для полношаговго режима. Даже к полушаговому это вряд ли относиттся. А как насчет микрошагового режима? В этом режиме мы управляем ШД как обычным синхронным или асинхронным (путаю я их), но все равно - какая бы дискретность у нас не была мы никогда не обеспечим линейности изменения токов обмоток, а потому и линейности вращения двигателя.
Так же интересно влияние нагрузки на валу на передаточную функцию. Нагрузка ведь разной может быть - и осевой и радиальной...
Может кто знает где про это прочитать можно?
По ходу пьесы у меня, скорее всего, еще будут возникать вопросы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение18.03.2013, 18:51 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Если для дела, то лучше сервопривод . Есть 1.3 - 1.7 миллионов импульсов на оборот. Точность позиционирования до импульса, никаких просчетов. Динамика настраивается в широких пределах.
По сравнению с ними шаговые моторчики с их микрошагами очень бледно выглядят.
Например здесь и серво, и шаговые http://dmotor.ru/

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение18.03.2013, 19:04 


28/08/10
65
Я не прошу совета по выбору конкретной реализации. Мне не нужна точность позиционирования. Мне нужна точность в профиле скорости.
И шаговый двигатель меня интересует в контексте теории автоматического управления (когда он в купе с контроллером и драйвером).

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение19.03.2013, 14:34 


21/03/06
1545
Москва
Цитата:
если мне по своим нуждам не особо важен момент, создаваемый двигателем, а больше важна скорость его вращения, то я могу ведь описать этот блок как преобразователь "частота импульсов - скорость вращения"?

Да, использование шаговых двигателей для создания непрерывного вращающего момента возможно.

Цитата:
В этом режиме мы управляем ШД как обычным синхронным или асинхронным (путаю я их)

синхронным с явно выраженными полюсами.

Цитата:
но все равно - какая бы дискретность у нас не была мы никогда не обеспечим линейности изменения токов обмоток, а потому и линейности вращения двигателя.

Существуют еще такие явления, как индуктивность и инерция, так что в хорошем приближении обеспечим плавность изменения токов и более-менее равномерное вращение вала двигателя. А вот насколько все это будет плавно зависит как от конструкции и обмоточных данных двигателя, так и от алгоритмов управления преобразователя.

Цитата:
Единственное, что я об этом слышал - "с ростом скорости вращения вала момент понижается".

Для этого типа машин крутящий момент будет сначала константой при росте частоты вращения (мощность растет), потом - уменьшающимся по прямой линии (при выходе на максимум питающего напряжения) - мощность константа.

Цитата:
Так же интересно влияние нагрузки на валу на передаточную функцию. Нагрузка ведь разной может быть - и осевой и радиальной...

Это все вопрос подвеса (подшипников) двигателя. На интересующие вас характеристики двигателя со стороны нагрузки влияет только тормозной момент .

Цитата:
И шаговый двигатель меня интересует в контексте теории автоматического управления (когда он в купе с контроллером и драйвером).

В рамках теории то, о чем вы говорите, называется вентильным двигателем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение19.03.2013, 17:54 


28/08/10
65
Нашел статью "Stepper Motor Model for Dynamic Simulation". Автор Alexandru Morar.
Никак не могу сообразить - что это за элементы такие - квадраты с точками на рисунке 3.

@e2e4
А где про это подробнее прочитать можно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 12:17 


28/08/10
65
Те самые квадраты с точками - операторы умножения. Плохо отпечатана звездочка.
Интересно еще было бы знать как для двигателя $k_m$ определить.
Конечно, для упрощения его можно взять равным единице. Но вот для реального двигателя...

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 12:48 
Заблокирован


30/07/09

2208
rais
Вы бы не могли конкретнее написать что Вам нужно. Стабилизировать скорость вращения при изменяющейся нагрузке, или сделать следящий привод по скорости, или что-то другое? Система управления существенно зависит от динамических характеристик нагрузки на валу. Как она изменяется, от чего зависит?

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 12:52 


28/08/10
65
Моя задача - изменять скорость вращения по заданному закону.
На валу нагрузка - CD-диск, возможно, нечто подобное.
Сейчас пытаюсь запустить ту модель шагового двигателя, что нашел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 12:59 
Заблокирован


30/07/09

2208
А кто задаёт закон изменения скорости? Нужен просто СД привод с разными скоростями или закон упраления зависит от другого устройства или задаётся "пользователем" произвольно?

-- Чт мар 21, 2013 17:01:46 --

Можно задать такую "ступеньку" по скорости, что ни один двигатель не отработает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 13:19 


28/08/10
65
Да, закон изменения скорости задается пользователем. Для контроллера он выглядит лишь как последовательность временных задержек между импульсами для выполнения микрошага.
Сейчас у меня стоит задача - смоделировать двигатель. Та статья, что я нашел - этому посвящена. Но там есть коэффициент $k_m$. Сказано, что он зависит от реализации двигателя. Но вот какой он должен быть и как его узнать пока не могу сообразить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 13:48 
Заблокирован


30/07/09

2208
rais в сообщении #699228 писал(а):
Сейчас у меня стоит задача - смоделировать двигатель. Та статья, что я нашел - этому посвящена. Но там есть коэффициент $k_m$ . Сказано, что он зависит от реализации двигателя. Но вот какой он должен быть и как его узнать пока не могу сообразить.
Простите за назойливость, но у вас какая задача: сделать практическое устройство в единичном экземпляре или чисто учебная? Если учебная, тогда я пас. Если практическая, то можно оценить максимальную мощность на валу (нагрузка чисто инерционная и зависит от возможного углового ускорения), и выбрать двигатель с моментом чуть большим, чтобы не было пропусков шагов.
Смысл коэффициента $k_m$ из статьи не понятен, он там не расшифрован (просто зависит от конструкции) и навряд ли этот коэффициент задаётся для конкретных двигателей как параметр или техническая характеристика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 17:29 


28/08/10
65
anik в сообщении #699244 писал(а):
Простите за назойливость, но у вас какая задача: сделать практическое устройство в единичном экземпляре или чисто учебная?

Задача - учебная. С изготовлением устройства и дальнейшем его использованием.

anik в сообщении #699244 писал(а):
Если практическая, то можно оценить максимальную мощность на валу (нагрузка чисто инерционная и зависит от возможного углового ускорения), и выбрать двигатель с моментом чуть большим, чтобы не было пропусков шагов.

Неплох совет. Буду думать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 17:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
rais в сообщении #699365 писал(а):
Задача - учебная. С изготовлением устройства и дальнейшем его использованием.

В этом случае кажется странным выбрать в качестве прототипа шаговый двигатель. BLDC(PMSM)?

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 18:09 


28/08/10
65
Цитата:
В этом случае кажется странным выбрать в качестве прототипа шаговый двигатель. BLDC(PMSM)?

Шаговиком проще управлять. В плане задания ему скорости вращения.
Обычным ДПТ труднее управлять - ему нужен разго и ему нужна остановка. Шаговому двигателю они также нужны, но разгон и стоп могут быть гораздо более резкими, чем на ДПТ.
Я пока внутрь данного мне двигателя не залазил, так что не могу еще сказать с постоянными он магнитами или гибридный. Говорят, есть еще двигатели с переменным магнитным сопротивлением.

 Профиль  
                  
 
 Re: Переходные процессы в шаговом двигателе и в системе его упра
Сообщение21.03.2013, 18:52 
Заблокирован


30/07/09

2208
rais в сообщении #699385 писал(а):
Я пока внутрь данного мне двигателя не залазил
И не вздумайте! Иначе Вы его не соберёте, или он не будет работать.

-- Чт мар 21, 2013 22:55:53 --

А драйвер у Вас управляется микроконтроллером?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group