2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 15:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Площадь прямоугольника выразите через квадрат диагонали и синус угла между диагоналями. Ну да, тут обычная пропорция, не надо вводить единичный отрезок.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 18:48 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gracheva в сообщении #689496 писал(а):
как построить прямоугольник с данной диагональю равновеликий данному треугольнику алгебраическим методом ?

Боюсь, что никак. Тут одно из двух -- или построить, или алгебраическим.

Если алгебраическим, то тривиально: составляем для сторон прямоугольника систему из двух уравнений, параметрами которой являются площадь и длина диагонали.

Если построить (циркулем и линейкой), то превратите треугольник в равновеликий параллелограмм, потом деформируйте последний с сохранением какого-нибудь из оснований и соответствующей высоты так, чьлбы получить требуемую длину диагонали и, наконец, полученный параллелограмм деформируйте с сохранением площади и длины диагонали в прямоугольник.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 19:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Алгебраический подход означает не только построение и решение системы уравнений, но и указания, как эти построения осуществить с помощью циркуля и линейки. Для построения прямоугольника удобнее брать не стороны, а диагональ и перпендикуляр, опущенный на неё из противоположной стороны. Если разрешается проводить предварительные построения, то строим высоту треугольника и с помощью Фалеса находим сразу неизвестный и требуемый член пропорции. Если нельзя проводить построения и треугольник задан сторонами, то расписываем Герона до нескольких пропорций, которые решаются смежными Фалесами.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 19:12 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gris в сообщении #689622 писал(а):
и с помощью Фалеса

Фалес (тем более Герон) -- это не циркуль и даже не линейка. Так что приходится выбирать: или считать, или строить.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 19:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А мы и не считаем. Длины у нас не даны. Алгебра нужна для составления алгоритма построения. А для обоснования нужен Герон. Ну не сам Герон, конечно, а метод построения равноплощадного квадрата, скажем, по длинам сторон отрезка. Основанный на теореме Герона. Герона, да. И теорема Фалеса, которую можно и подобием заменить. Но деформировать прямоугольник в равноплощадной с заданной диагональю без Фалеса это уж очень сложно.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 19:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gris в сообщении #689627 писал(а):
Но деформировать прямоугольник в равноплощадной с заданной диагональю без Фалеса это уж очень сложно.

Запросто -- просто постройте окружность на той диагонали как на диаметре и скользаните альтернативные вершины параллелограмма по линиям, параллельным диагонали. Точки пересечения с окружностью и дадут искомый прямоугольник. Герон же -- запрещён.

-- Пт мар 01, 2013 21:02:13 --

Упс, пардон, в два раза большей площади. Но это уже не суть.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение01.03.2013, 20:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Ага, попробуйте это проделать, не исколов рук до крови. Ладно, оставим Герона. Просто мне кажется, что он вполне эффективен. Просто надо его правильно использовать. Не умножать и не извлекать корень. Ну нет, так нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение02.03.2013, 14:50 
Заслуженный участник


11/03/08
531
Петропавловск, Казахстан
Это же школа. Там есть набор формул, которые они строить умеют. Например построение 4-го пропорционального отрезка (по трем данным отрезкам). Пусть $a$ - сторона данного треугольника, $h$ высота, опущенная на эту сторону. $\alpha$ - угол между диагоналями прямоугольника, $d$ - диагональ. Тогда $d^{2}\sin{\alpha}=ah$. Значит, $\sin{\alpha}=\frac{x}{d}$, где $x=\frac{a\cdot{h}}{d}$ - как раз и есть 4-е пропорциональное трех отрезков $a, h, d$. Зная синус - строим угол и диагонали под этим углом.
Что касается существования решения, то о нем обычно говорят в "Исследовании". Здесь - это условие на отрезки $x$ и $d$ "когда синус неопределен"

-- Сб мар 02, 2013 17:55:20 --

Я немного подробнее расписал идею gris - ну, вроде для школьников

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение02.03.2013, 15:46 


26/08/11
2100
Строим прямоугольный треугольник $ABC$ с катетами $AB=d,CB=a$ На катете $AB$ находим т. H, $AH=h/2$ ($a,h$ - сторона и высота исходного тр-ка) Строим отрезок $HM \bot AB, M \in AC$ Из т. M строим прямую, паралленьную $AB$ и окружность с диаметром $AB$. Одна из точек пересечения окружности с прямой будет вершина прямоугольника.

-- 02.03.2013, 15:45 --

Можно еще уменьшить число построений...

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по конструктивной геометрии
Сообщение02.03.2013, 17:00 


26/08/11
2100
Да, у исходниги тр-ка $ABC$ отметим середину высоты М к $AB$ Любой тр-к с стороной $AB$ и такой высотой будет именть нужную площадь. Чертим прямую $c \parallel AB, M \in c$ и окружность с центром А радиусом $d$, пересекающиеся в т.D. $\triangle ABD$ имеет нужную площадь и сторона длиной $d$, но не будет прямоугольным, так что "двигая" т.B параллельно AD получим и прямоугольный.

ewert в сообщении #689614 писал(а):
Если построить (циркулем и линейкой), то превратите треугольник в равновеликий параллелограмм, потом деформируйте последний с сохранением какого-нибудь из оснований и соответствующей высоты так, чьлбы получить требуемую длину диагонали и, наконец, полученный параллелограмм деформируйте с сохранением площади и длины диагонали в прямоугольник


:? дошло

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group