Был такой [url=http://www.peoples.ru/science/mathematics/kantorovich/#кЕНМХД%20бХРЮКЭЕБХВ%20йЮМРНПНБХВ]Леонид Витальевич Канторович[/url], смотреть надо
Monge-Kantorovich Problem (MKP).
Mass Transportation Problems:
Modern measure-theoretic formulation given by Kantorovich in 1942. Problem is therefore known as Monge-Kantorovich Problem (MKP). Many problems in various fields can be formulated in term of MKP: statistical physics, functional analysis, astrophysics, reliability theory, quality control, meteorology, transportation, econometrics, expert systems, queuing theory, hybrid systems, and nonlinear control.
К какой именно области относилась его работа, мне сказать тяжело, но сейчас теория оптимального переноса присутствует в статьях многих математиков, специализирующихся на УЧП и их применениях к динамическим системам, которые в свою очередь применяются везде.
Забавно.
"Приведем характерный для организаторских способностей Л.В. эпизод, рассказанный сегодняшним президентом Санкт-Петербургского Математического общества Анатолием Моисеевичем Вершиком. В 1958 г. Вершик уже был аспирантом у Акилова и входил в молодежное окружение Л.В. Тогда в Ленинграде пересматривались тарифы на автобусы и такси. В Москве уже неудачно меняли автобусный тариф. В Ленинграде такси использовались неравномерно и много простаивали. Обратились за советом к Л.В., только что избранному членом-корреспондентом АН по экономике.
Для изучения вопроса Л.В. собрал группу молодых математиков, дал им разные поручения. Это было некое "действо", в котором Л.В. выступал в роли режиссёра. Некоторые вещи были его спонтанными выдумками. О тарифах автобусов знаю мало. А для такси Л.В., ознакомившись со структурой издержек автопарков и зная по личным наблюдениям стремление таксистов избегать коротких поездок, предложил снизить покилометровый тариф, но ввести начальную плату "за посадку". Для количественного анализа этого предложения требовалась статистика дальности поездок. Л.В. организовал такое обследование. Кроме того было и общее собрание шоферов. Оно превратило разрозненных шоферов в единого эксперта. Каждому из них предложили ответить на большой ряд вопросов анкеты, составленной Л.В. и распечатанной в нужном числе экземпляров его женой.
Транспортные чиновники, в отличие от шоферов, не понимали, почему предлагаемая мера поможет. И добавляли, что нельзя верить шоферам, которые «будут врать в анкетах». Л.В. ответил: «Да. Но они не будут знать, в какую сторону врать. И в среднем мы получим верные данные». Чиновники считали также невозможным переделать таксометры для включения начальной платы. Л.В. попросил своего племянника Ю.Б.Аркхангельского, и тот дал схему простой модификации таксометра.
Было ясно, что снижение покилометрового тарифа повысит спрос на такси. Но "эластичность спроса" - реакция потребителей на изменение цены - была мало изучена, и Л.В. исходил из своей гипотезы о логарифмическом характере эластичности. Тариф был принят и имел полный успех. Самое удивительное, что прогноз реакции населения оказался точным, ошибка была в минимальных пределах."
Как могут не знать о нем те, кто в Питере учился.
Он, кстати, не единственный пример Нобелевского лауреата, который, будучи математиком, получил премию в совершенно другой области (даже из совсем недавних).