Большой угол у колуна для того, чтобы как можно шире раздвигать волокна дерева.
Клин с малым углом раздвинул бы волокна не хуже , причем с бОльшим усилием.
Надо учитывать трение клина о древесину. При малом угле путь проходимый клином по вертикали больше, чем про большом угле. Поэтому, при малом угле потери энергии колуна на работу трения больше.
Еще надо учитывать предел упругой деформации , после которой начинается образовываться трещина.
Трение о лед существенно меньше трения о дерево . И предел упругой деформации льда существенно меньше чем дерева .
Есть ощущение , что для льда нужен клин с меньшим углом, чем для дерева.
Острая кромка должна быть полезной для дерева и тем более для льда (асфальт не в счет, это проблема заказчика , а не исполнителя).
В мороз чурбаки должны бы колоться легче, чем летом (так ли это?)