в свободных струях давление постоянно и равно давлению окружающего воздуха;
Может так и было бы, если бы не уперлась в парус.
Может в лекции есть и о скоростном напоре?
Рассмотрим подробнее уравнение (закон) Бернулли.
Обычно его записывают так:
Где
— плотность жидкости, газа;
v — скорость потока;
h — высота, на которой находится рассматриваемый элемент жидкости, газа;
p — давление в точке пространства, где расположен центр массы рассматриваемого элемента жидкости, газа;
g — ускорение свободного падения.
Мы видим, что все три слагаемых формулы это — давления.
Первое — динамическое (скоростное) давление.
Второе — весовое давление.
Третье — статическое давление.
Формула говорит, что сумма всех этих давлений является величиной постоянной вдоль струи потока.
Статистическое давление действует во всех направлениях, скоростное – только в направлении скорости потока ( не действует на плоскости, параллельные потоку).
Весовое давление — это давление ниже от рассматриваемого элемента жидкости, газа. На сам элемент оно не действует.
Для открытой атмосферы, где нет ветра,
, остаются два слагаемых — весовое и статическое давление. Весовое зависит от высоты над уровнем моря, а статическое это то, что показывает барометр, т.е. атмосферное.
Для свободной горизонтальной струи воздуха добавится (от вентилятора) динамическое давление
, которое зависит от скорости (и направлено вдоль вектора скорости). А статическое давление не изменится, и останется равным атмосферному. Если же струя будет иметь вертикальную составляющую, то статическое давление будет изменяться согласно атмосферному.
Если горизонтальная струя воздуха «упрётся» в парус, то на парус будет действовать скоростное давление (статическое давление останется равным атмосферному).
Учитывая что струя короткая, будем считать, что сечение струи не изменяется, и скорость потока не изменяется тоже. Тогда динамическое давление на парус (согласно формуле Бернулли) будет равно обратному давлению на вентилятор.
Это касается действия струи (не потока ветра) на парус. Растекающиеся по плоскому парусу струи воздуха на парус никакого давления оказывать не будут, т.к. статическое давление равно атмосферному, а динамическое направлено параллельно плоскости паруса. В результате лодка (тележка), согласно третьему закону Ньютона, двигаться не будет.
Иное дело вогнутый (раздутый, пузатый) парус. Тут растекающиеся струи будут давить на парус, т.к. поверхность паруса будет не параллельна направлению скоростей растекающихся струй. На парус будет действовать часть динамического давления этих струй. Иначе это можно себе представить как направление части потока воздуха назад, что эквивалентно созданию реактивной струи.
Более эффективная конструкция была бы с использованием дефлектора вместо паруса.
Аналогично работает водомётный движитель:
Когда дефлектор направляет струю перпендикулярно, то катер стоит. А когда направляет её назад, то катер движется.