Подожду, что Профессор Снэйп на мой вопрос ответит.
Я тут с ходу даже не знаю, за какой хвостик ухватиться, чтоб верёвочку распутать
Наверное начну со следующего: "доказуемость" или "выводимость" (это действительно синонимы) означает, что утверждение можно получить в рамках формальной логики, в соответствии с заранее заданными аксиомами и правилами вывода. А истинность - это то, что имеется "де факто". Самый такой грубый пример... допустим, у мальчика строгая мама и она не отпускает его гулять, пока он не сделает уроки. Но в один прекрасный день мама делала ремонт в квартире, надышалась краски и отпустила мальчика гулять, не проверив домашнее задание. Получается, что утверждение "мальчик не сделал уроки и пошёл гулять на улицу" истинно, но не доказуемо. Не доказуемо, потому что если знать всё про маму и ничего не знать про краску, то логически это вывести ну никак не можно... А истинно... вот он мальчик на улице, с ребятами футбол гоняет, а вот его пустая тетрадь, все желающие могут посмотреть и убедиться!!!
Естественно, что логические правила, позволяющие что-то доказывать, вводят, исходя из двух критериев:
1) Всё доказуемое должно быть истинно! Иначе нахрена нам такая логика?!
2) Желательно, чтоб как можно больше истинных вещей были доказуемыми.
Второе, увы, недостижимый идеал (теоремы о неполноте и всё такое...), но, поелику это возможно, к нему стремятся.
Это, так сказать, прелюдия. А теперь основное. Понимание того, что значит "истинно", может быть разным. В классической и конструктивной математиках разница проявляется прежде всего в экзистенциальных суждениях (то есть утверждениях с квантором существования). Для классического математика истинность утверждения
означает, что некий абстрактный
со свойством
существует, несмотря на то, что может не быть никакого эффективного способа нахождения такого икса. Классический математик считает утверждение
истинным, если он предположил
и пришёл к противоречию. Для него
либо существует, либо не существует, и если он пришёл к выводу, что несуществование невозможно, то тем самым он считает существование доказанным. Несмотря на то, что он не привёл никакого конкретного икса со свойством
и не показал, как его можно найти. Конструктивист же понимает утверждение о существовании икса как утверждение о наличии некоего конкретного способа его нахождения! И если конструктивист опроверг утверждение
, то он не считает, что тем самым доказал
, поскольку опровержение могло быть весьма и весьма косвенным... В частности, таким, которое не указывает, как находить конкретный
со свойством
. В этом смысле закон исключённого третьего для классического математика истинен, а для конструктивиста ложен. Классический математик
верит в то, что существование не зависит от возможности нахождения конкретного, и поэтому он просто кладёт закон исключённого третьего в свою логику. Для конструктивиста существование
суть возможность нахождения, поэтому он не считает существование доказанным до тех пор, пока не указан конкретный способ нахождения. Опровержение утверждения о том, что икс не существует, может не давать способа нахождения икса, поэтому и самого существования оно не доказывает
Конструктивист просто предъявляет более строгие критерии к пониманию истинности! Он в каком-то смысле отказывает в истинности тем суждениям, которые он не может доказать. Но при этом он и не признаёт истинными их отрицания
Тем самым он снимает разницу между доказуемостью и истинностью, но обедняет количество истинных суждений.
Я, кстати, не поклонник конструктивной математики. А вот
epros вроде бы убеждённый конструктивист
Разница между нами - она, прежде всего, идеологического плана.
Это была попытка следующего приближения... опять же достаточно грубая, но чуть более точная, чем предыдущая. Если углубляться далее, то надо копать в различие между конструктивизмом и интуиционизмом. То, что я сейчас говорил про различие между классиками и конструктивистами, применимо также к разнице между классиками и интуиционистами. И интуиционисты, и конструктивисты не признают закон исключённого третьего; и те, и другие понимают существование как возможность в некотором смысле "явного" построения объектов с заданными свойствами. Однако между конструктивистами и интуиционистами есть отличие. Но оно уже более тонкое
-- Ср сен 19, 2012 21:14:44 --Кстати, самые последовательные конструктивисты даже истинность дизьюнкции
понимают как возможность указать конкретный истинный член дизьюнкции. То есть сказать конкретно,
истинно или
. И для них может не быть истинным утверждение
, если они не имеют алгоритма, который бы для каждого конкретного
указывал, истинно
для него или ложно.
Вот классический пример: "машина Тьюринга, работающая по программе
начиная с пустой ленты, либо остановится через конечное число шагов, либо не остановится"
Для классика это, безусловно, истинное утверждение: либо остановится, либо не остановится, третьего не дано. Для конструктивиста оно не истинно, поскольку проблема остановки алгоритмически неразрешима
Представляете, как люди осложняют себе жизнь!
У классиков тоже есть подобные фишки. Например, утверждение: "существует мощность, промежуточная между счётной бесконечностью и континуумом" тоже в каком-то смысле не истинное и не ложное, а какое-то "неопределённое", как точные координаты электрона в пространстве вкупе с его точным импульсом
Но у конструктивистов подобные "неопределённости" возникают даже среди вполне ощутимых, близких к "ручками-потрогать" вещей и касаются не каких-то там абстрактных мощностей, а вполне конкретных натуральных чисел!