Насколько я понимаю, науку (точнее, область науки) задают её объект и её предмет. Объект - это то, что изучает эта наука. Предмет - то, как она его изучает. Можете подсказать какие-нибудь два примера пары наук, такие что для первой пары наук одинаков объект, но различен предмет; а для второй пары различен объект, но одинаков предмет?
Сразу говорю, что я нифига в этом не понимаю, но как я это понимаю, объект - это часть окружающего мира, которой занимается наука, предмет - более конкретно, некоторая грань этого объекта, а "как она его изучает" - это метод.
Например, кристалл каменной соли. Кристаллография изучает его с точки зрения оптических характеристик, механических, может быть, пьезоэлектрических. Химия исследует его состав, реакции, время растворения. Минералогия рассматривает его мутность, включения, выясняет происхождение и условия формирования.
Так, чтобы были разные объекты, но один предмет, я представить не могу. Как я уже говорил, предмет - некоторая конкретизация объекта.
Если объекты различны, но одинаков метод, то это получается одна и та же наука. Например, химия. Она подходит и к крупинкам соли, и к травинкам с одинаковым методом: бросает их в пробирки с водой, с кислотой, и смотрит, что получается.
Не ко всем объектам метод получается применить. Например, химия не может бросить в пробирку солнечный зайчик. Таким образом, метод конкретной науки определяет сферу её применимости.
Со временем наука может обогащаться новыми методами, и расширять область своей применимости. Между науками идут обмен знаниями об объекте (иногда оказывается полезно выяснить, а что о нём говорит другая наука), и (довольно редко) обмен методами. Науки могут сближаться и сливаться.
Но ведь метод нельзя задать (или можно?) как то, что определяет ту или иную науку?
Как раз метод науку и задаёт. Точнее, троица: объект, предмет и метод.
Навалом методов, однако
Среди методов есть какая-то иерархия по общности-частности.