Не понимаю — какая на экзамене может быть халява.
Другое дело — ответ
должен понравиться экзаменатору. Это следует из психологии общения — экзаменатор всегда прав. Другое дело на семинарах, тут не только можно, но и нужно спорить.
(Очень удивил меня один студент, который на экзамене по сопромату спорил с экзаменатором, да так, что преподаватель пил валерьянку и убегал за дверь, чтобы успокоиться. Правда и студент был опытный — "вечный" — учился к тому времени уже лет 10. Неудивительно, что экзамен он и на этот раз не сдал).
Нечто похожее на "халяву" практиковала у нас кафедра автоматизации. Экзаменатор предлагал каждому на листке выставить себе оценку, а листки сдать ему. Затем делалась "репрезентативная" выборка из нескольких студентов, которые должны были защищать свои оценки. (В кавычках — потому что в выборку каждый раз попадали одни и те же студенты, они и отдувались за всю группу). Если выборка защищала свои оценки, то всем ставились те оценки, которые были написаны на листочках. Если же получали оценку ниже заявленной, то оценка занижалась всем. И наоборот — балл повышался. Я себе всегда ставил 4 (хор). С расчётом, что если всё же вызовут меня, то группа будет не в обиде.
На работе ежегодно сдавали экзамены по ТБ и на группу допуска по электробезопасности. Сдавать нужно было Гл. энергетику. Однажды у коллеги я увидел авторучку, которую он привёз из Дании. Когда пишешь, то всё нормально, а когда перевернёшь, то появляется голенькая девушка. В советские времена это была диковинка. Я попросил себе эту ручку на экзамен. И во время подготовки делал задумчивый вид, и вертел авторучку так, чтобы видел Главный. В конце концов Главный заинтересовался — что это там у тебя, дай посмотреть.
Остался доволен и без всяких вопросов этой же ручкой поставил мне 5 (отл). Ручку вернул. Вот такая была халява!