Lion писал(а):
Я не понимаю: а почему все вдруг так захотели именно DVD-лекции? Не секрет, что многие преподаватели (в том числе из МГУ) не могут похвастаться сильным голосом или красивым почерком. Соответственно качество записанной лекции будет не очень-то и высоким.
Это правда, но не вся правда. У людей разное восприятие, и лекция для многих (для меня) более удобноварима. В некотором смысле, записанная лекция занимает промежуточное положение между личным посещением и чтением конспекта (книги). В смысле, что вопрос задать уже нельзя, но многое еще осталось. Например, читая лекцию, хороший профессор имеет обратную связь с аудиторией, он замедляется, если аудитория начинает терять понимание. Этого замедления в конспекте нет, и быть не может. Получается, что читатель влетает в поворот на слишком большой скорости. Коммуникации с аудиторией из конспекта выпадают всегда.
Lion писал(а):
На мой взгляд, куда лучше было бы тщательно записывать все лекции на бумаге, а потом ТеХать их и выкладывать в общий доступ (как это делают, например, DMVN). В таких лекциях и ошибок меньше, и читать их удобнее, и размер у них небольшой, и распечатать можно.
У этого есть свой плюс, но есть и свои минусы. Я вспоминаю рассказ о двух лекторах, который приводит, по-моему, Л.В. Успенский. У первого лекции были отшлифованы, но чем-то неуловимо неприятны. Другой позволял себе оговорки, ошибки, но студенты его слушали с удовольствием. Боюсь, что подобный конспект, неминуемо подвергающийся ежегодной шлифовке, потеряет свойства живого слова.
Это отнюдь не значит, что я против конспектов. Видео-лекция и конспект отлично дополняют друг-друга. Именно дополняют.
Lion писал(а):
Dialectic, то, что Вы пишите, очень интересно. Сначала я неправильно Вас понял
Dialectic просто поменял свою точку зрения. Позволю себе процитировать (игры с цветом — мои):
Dialectic писал(а):
И причём не абы какие, а лекции преподователей МГУ. Что бы за документировать, их высказывания, и иметь возможность сослаться на них в практической жизни. И что бы каждый преподователь нёс персональную ответственность за свои слова. Что бы он не мог сказать : "ненадо, ненадо.... всё мы Вам рассказывали, кто же
виноват, что Вы такой идиот, который нечего не может понять.
Dialectic писал(а):
На DVD нужно записовать лекции актёров, а не прподователей. А режисёрами должны быть ученые.
Это не реально. Такая работа возможна для начальных курсов дисциплин. Да и там малопригодна. Смысл лекций, смысл посещения университета — это общение с преподавателем. А преподаватель интересен именно своим взглядом на предмет. Сколько известно доказательств основной теоремы высшей алгебры? Лектор выберет для своего курса одно-два. И построит курс так, чтобы все необходимое для этих доказательств было. Но он за год (до следующего потока) может поменять свою точку зрения, и повести курс слегка по-другому. Именно поэтому, «сыгранные» лекции могут быть научно-популярными, но не научными. Для более серьезных курсов это и вовсе непригодно. Спецкурсы часто читаются по последним материалам. Подготовка же фильма — это потеря двух-трех лет, что очень и очень много.
Я на минуту хотел бы вернуться к забугорной практике. Ставится видеокамера (может, не бытовая, чуть лучше), и записывается повседневная лекция. Это — относительно дешево, и весьма сердито. Лекция готова к распространению через пару часов после окончания и не теряет актуальности. Никто не жалуется, если у профессора акцент (американский университет (физика) — это место, где русские профессора обучают китайских студентов), плохой почерк или слабый голос. Но это — для внутреннего пользования. Публикация подобных лекций был бы первый (и важный) шаг. Но она требует еще и и инфраструктуры: мощных серверов, широкополосного интернета, решения вопроса об авторском праве и вознаграждении.
Добавлено спустя 4 минуты 35 секунд:Dan_Te писал(а):
Такие у нас никудышные коммерсанты...
А коммерсанты-то тут причем? Он что, не на дотации? (
я уточнил: Discovery Channel — это коммерческая структура) ВВС со своими научными программами точно государственная служба.
А даже если и коммерческий, мне кажется, надо отдавать себе отчет, что он нишевой. И, для существования подобного канала нужно, чтобы в нише было достаточно денег. Чтобы общество в среднем (и интересующиеся наукой круги в частности) было достаточно богатым.