2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение23.04.2012, 19:23 


08/09/07
125
Екатеринбург
Давно хотел обсудить эту тему, так как наболело, но все руки не доходили.
Хотел бы, чтобы высказались преподаватели математики.
Что хотел бы обсудить - тезисно:

1. Резко упал уровень поступающих студентов по причине демографической ямы 90-х, появления кучи негос. ВУЗов,
ослабление школьной подготовки (направленной на подготовку к тестам ЕГЭ), появление поколения, отравленного в школе книжками ГДЗ (готовые домашние задания).
2. В связи с переходом на бакалавриат резко сокращены часы на математику при том же формальном объеме материала.
У меня уже нет никакого времени на проведение доказательств теорем - дай Б-г успеть дать формулировки и объяснить интуитивно что они обозначают и как могут быть применены. На практических занятиях я давно уже никого не вызываю к доске, а только сам показываю решение задач, что позволяет успеть решить задачи все на запланированную тему. Да и то не хватает.
3. Раздражает вал указаний администрации (правда, это не их инициатива, на них давят чиновники от образования для имитации кипучей деятельности) по предоставлению преподавателями огромного числа (и с нереальными сроками исполнения) методических пособий, рабочих программ, УМК и т.п., котрые в реальном преподавании никем не используются, но только для умиротворения тех же чиновников.
4. Раздражает ИГРА в образование во время всяких аттестаций, компьютерного тестирования и т.п. Ясно всем, что при наличии указанных выше причин 1 и 2 практически невозможно САМИМ студентам написать эти тесты. И проверяющие и проверяемые знают, что преподаватели помогают при этом тестировании. Но все делают вид, что все хорошо. Но проверяющие могут и не допустить преподавателей, если с ними (проверяющими) не договориться "по-хорошему".
Это почва для всяческих злоупотреблений.

Есть и другие темы.

Куда же мы идем?
И что делать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение23.04.2012, 19:54 
Заслуженный участник


11/03/08
534
Петропавловск, Казахстан
Да! Все эти проблемы присутствуют.
Более того. Не знаю как вас, а нас просто вынуждают ставить положительные оценки, то есть "натягивать" рейтинг бездельников до 50%. Еще хуже, что у молодых преподавателей (почти у всех) 100-процентная успеваемость.
И эти все вопросы взаимосвязаны.
Я тоже думал над этим. Вот до чего додумал. Кредитную западную систему взяли и натянули на совковую систему финансирования ВУЗа - по количеству студентов. Насколько я знаю, там финансирование по другому принципу. Преподаватель получает деньги по количеству читаемых им крЕдитов. Но суть на только в зарплате, но и в принципах финансирования. Здесь ан форуме наверняка есть люди, которые знакомы с ситемой финансирования вузов там - в европах, америках....
Кроме финансирования - огромный объем гуманитарщины, которая введена в базовый компонент (у вас - федеральный). У нас 35% крЕдитов отданы на непонятные ...логии и пр.
По поводу самого преподавания. Видимо небольшое число часов подразумевает, что лекция носит обзорный характер, а потом студенты сами разбирают док-ва и методы решения примеров, а семинары носят тоже обобщающий характер и там обсуждается то, чего они там понаразбирали. Но чтобы наш студент сам что-то делал - это из области фантастики...

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение23.04.2012, 20:22 


08/09/07
125
Екатеринбург
BVR в сообщении #563119 писал(а):
Более того. Не знаю как вас, а нас просто вынуждают ставить положительные оценки, то есть "натягивать" рейтинг бездельников до 50%. Еще хуже, что у молодых преподавателей (почти у всех) 100-процентная успеваемость.
И эти все вопросы взаимосвязаны.


Раньше (когда я учился) в ВУЗах было жесткое правило: пересдача за предыдущий семестр - в первые две недели нового семестра. Потом - вылет. Давно уже этого нет. У меня все еще полно должников с зимнего семестра. И они особо не волнуются. В негос. ВУЗах вообще абсурд. Знакомого преподавателя уволили, так он за отсутствие знаний ставил то, что полагается ставить при отсутствии знаний.
Подрабатывал в одном частном ВУЗе. Двойки ставить нельзя. Но ставить просто так тройки тоже не мог. Пришлось садить двоечника рядом и снова все ему рассказывать. Как только чувствовал, что НА ДАННЫЙ МОМЕНТ уже можно за что-то зацепиться - с облегчением ставил 3 (добавляя два минуса). Но основная масса преподавателей этим себя не утруждает. И я не могу их осуждать. Сама обстановка ненормальная!

BVR в сообщении #563119 писал(а):


По поводу самого преподавания. Видимо небольшое число часов подразумевает, что лекция носит обзорный характер, а потом студенты сами разбирают док-ва и методы решения примеров, а семинары носят тоже обобщающий характер и там обсуждается то, чего они там понаразбирали. Но чтобы наш студент сам что-то делал - это из области фантастики...


Совершенно согласен. Подавляющее число часов оставляют на так называемое самостоятельное изучение. И это студентов, большинство которых я описал в начальном посте в пп 1 и 2 ! Да дай-то Б-г, чтобы они на экзамене внятно рассказали хоть долю того, что я им рассказываю. Требовать самостоятельного изучения - нереально. Это опять ИГРА в образование.

BVR в сообщении #563119 писал(а):

Еще хуже, что у молодых преподавателей (почти у всех) 100-процентная успеваемость.


А вот это уже пострашнее всего. Идет слом нравственных устоев молодых преподавателей. Их заставляют ИГРАТЬ по этим гнусным правилам, прививая лицемерие как норму. И самое неприятное, что они, наученные предыдущим опытом, уже готовы эти правила принять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение23.04.2012, 21:35 
Заслуженный участник


11/11/07
1198
Москва
Меня преподавателем сложно назвать - совместитель на 0,25 ставки. Но, как мне представляется, все дело в финансировании. Если будет много отчислено, то на следуюший год срежут бюджет, а это ВУЗам не выгодно. Вот и стараются тянуть всех кого можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение24.04.2012, 19:51 
Заслуженный участник


11/03/08
534
Петропавловск, Казахстан
AV_77 в сообщении #563173 писал(а):
Но, как мне представляется, все дело в финансировании. Если будет много отчислено, то на следуюший год срежут бюджет, а это ВУЗам не выгодно. Вот и стараются тянуть всех кого можно.

Именно это я и имел в виду.
Еще дает свои плоды принятый в конце 70-х годов закон о всеобщем среднем образовании. Может с переходом на 12-ти летку этот вопрос разрешится. Объявят общим средним - 10 классов. А 11-й и 12-й - уже профильная школа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение24.04.2012, 19:58 
Заслуженный участник


11/11/07
1198
Москва
BVR в сообщении #563478 писал(а):
Еще дает свои плоды принятый в конце 70-х годов закон о всеобщем среднем образовании.

А что в нем плохого?

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение24.04.2012, 20:42 


29/09/06
4552
А что будет, если ЕГЭ и в ВУЗах устроить? :lol:
Ну, главное, что я подразумеваю, --- не "свои" преподаватели оценку за экзамен натягивают...

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение24.04.2012, 22:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
Вы не поняли. Проблема не в том, что оценки натягивают. А решение - не в том, чтобы отучить это делать, и разогнать тем самым половину преподавательского корпуса. Проблема - в том, что преподаватели вынуждены это делать, чтобы тупо не оказаться за дверью, когда финансирование урежут по числу оставшихся голов. А единственно возможное решение - отказ от подушевого финансирования. Когда деньги и ставки перестанут напрямую зависеть от выставляемых оценок, основная проблема качества решится сама собой и довольно быстро.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 00:07 


29/09/06
4552
--mS-- в сообщении #563567 писал(а):
Вы не поняли.

Не то чтобы совсем не понял, но теперь уточнил акценты.
А с другой стороны, --- разве финансирование по числу голов не самое естественное, как в животноводстве, так и в инженероводс преподавании?
И что плохого, если преподаватель будет (вынужден) заботиться о том, чтобы посторонний-формальный оценщик поставил студенту высокий балл? (Эквиваленция: чтобы студент знал "это").
А главное --- об этом (вынужден) будет заботиться и начальник-администратор этого преподавателя...

--mS-- в сообщении #563567 писал(а):
Проблема - в том, что преподаватели вынуждены это делать, чтобы тупо не оказаться за дверью, когда финансирование урежут по числу оставшихся голов.
Но мы уже много (8? 18?) лет живём, производя бестолочь. Раньше считалось, что да, студент всего не запомнит, но некий background в глубине мозга остаётся. Сейчас нет и этого background'a. Лучшие Неплохие студенты --- это те, которые настрополились в ремесле "как сделать преподавателя". И из них даже неплохие менеджеры получатся.

Если вдруг уменьшится количество выпускаемой из ВУЗов бестолочи, и, соответственно-вынужденно, количество выпускающих преподавателей, то, вроде, вреда (кроме роста безработицы) не видно. Да и преподавателей как бы уже новая когорта образовалась... Многих полезно потерять.

--mS-- в сообщении #563567 писал(а):
А единственно возможное решение - отказ от подушевого финансирования.
Единственно? Надо подумать...

Но в главном я согласен: нынешнее состояние образования меня страшно удручает. Плевать, по сравнению с этим, на потери в "демократизации, развитости политической системы", и проч. Грусть, тоска. Уж это-то зачем было терять?

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 00:14 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Алексей К. в сообщении #563598 писал(а):
(Эквиваленция: чтобы студент знал "это").

Что "это"-то?...

Как я понимаю, на вузовском тестировании специализируются некие йошкаролинцы. И не то что бы они были математически особо безграмотны, нет. Но вот методической грамотностью отнюдь не страдают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 04:50 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
venja в сообщении #563106 писал(а):
На практических занятиях я давно уже никого не вызываю к доске, а только сам показываю решение задач, что позволяет успеть решить задачи все на запланированную тему.

А вот это Вы зря. Лучше не всё успеть, но чтоб по любому задачи порешали. Чтоб ручками пощупали... Иначе КПД получается полностью нулевой: от того, что студент готовое решение на доске увидит, сам он ничему не научится.

Не знаю... я, случалось, конфликтовал с начальством и ловил на свою бедную голову все падающие с неба шишки, но никогда не занимался массовым завышением оценок. Как результат - соответствующая репутация, которая заставляет студентов прилагать усилия для сдачи зачётов/экзаменов. Студент - он не всегда глупый, но всегда халявщик, и если он будет знать, что преподаватель всё равно рано или поздно ему оценку выставит, то палец о палец не ударит. И студенческие массы отлично знают, у каких преподавателей надо работать, а на каких можно забить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 06:09 


08/09/07
125
Екатеринбург
Профессор Снэйп в сообщении #563627 писал(а):
venja в сообщении #563106 писал(а):
На практических занятиях я давно уже никого не вызываю к доске, а только сам показываю решение задач, что позволяет успеть решить задачи все на запланированную тему.

А вот это Вы зря. Лучше не всё успеть, но чтоб по любому задачи порешали. Чтоб ручками пощупали... Иначе КПД получается полностью нулевой: от того, что студент готовое решение на доске увидит, сам он ничему не научится.

На счет нулевого КПД - это Вы напрасно.
Считаю, что в ТЕХ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (низкий средний уровень студентов, мощное урезание часов на преподавание при том же объеме материала) описанный способ ведения практических занятий наиболее эффективен. К этому я пришел осознанно.
Давайте разберем плюсы и минусы моей и Вашей тактики ведения практического занятия в ТЕХ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ, в которых приходится работать. Плюсы Вашей (классической) тактики - понятны. Но в реальных условиях на занятии нет времени на ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК методов решения с постепенным наталкиванием вызванного студента в нужное русло (что происходит при решении студентом у доски) - иначе за пару я смогу решить в лучшем случае три-четыре (а то и меньше) задачи, а мне за это время надо пройти задачи, охватывающие значительно большее число приемов решения.
Далее, студент у доски, даже если и постепенно идет при решении задачи в правильном направлении (после моих "наталкиваний"), все равно не говорит при этом остальным студентам те слова, которые сказал бы при этом я ( а я говорю именно те фразы, которые способствуют максимальной степени понимания решения, да и запись на доске веду именно в той форме, которая служит этой же цели). Поэтому все остальные студенты (не стоящие у доски - а именно на них у меня основной ориентир!) после решения примера не имеют в голове (и конспекте - это очень важно, так как для большинства студентов весь эффект от занятия - то, что осталось в конспекте, а то, что в голове - улетучится через час) той стройной линии решения примера, по которому они ДОМА (а именно работу над домашним заданием при тотальной нехватке учебных часов я считаю основной в закреплении приемов, полученных на практическом занятии) смогут понять и осознанно решить домашнее задание. Поэтому в результате моего занятия у студентОВ (!) в голове и В КОНСПЕКТЕ (я уже объяснил, почему это важно) появляется полностью понятое (во всяком случае - я сделал для этого все) стройное решение задач на РАЗНООБРАЗНЫЕ (чего я физически не смог бы получить при классическом ведении занятия из-за нехватки времени) приемы решения задач проходимой темы. И уже воля самого студента - как этим конспектом воспользоваться при домашнем закреплении материала. А проверяю я его усердие НА ПРОВОДИМЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТАХ. Основной как бы минус - то, что при таком методе ведения занятия студент получает эти приемы готовыми, а не доходит до них самостоятельно (с моими постепенно корректирующими указками). Но я считаю, что В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ этот минус с лихвой перекрывается описываемыми выше плюсами. К тому же, конечно, речь не идет об обучении студентов-математиков.

-- Ср апр 25, 2012 08:22:59 --

--mS-- в сообщении #563567 писал(а):
Вы не поняли. Проблема не в том, что оценки натягивают. А решение - не в том, чтобы отучить это делать, и разогнать тем самым половину преподавательского корпуса. Проблема - в том, что преподаватели вынуждены это делать, чтобы тупо не оказаться за дверью, когда финансирование урежут по числу оставшихся голов. А единственно возможное решение - отказ от подушевого финансирования. Когда деньги и ставки перестанут напрямую зависеть от выставляемых оценок, основная проблема качества решится сама собой и довольно быстро.


Согласен полностью.
Но в частных ВУЗах финансирование другим быть просто не может.
А политика по отношению к государственным ВУЗам, к сожалению, имеет ТЕНДЕНЦИЮ к аналогичной "самоокупаемости".

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 08:51 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
venja в сообщении #563129 писал(а):
Подрабатывал в одном частном ВУЗе. Двойки ставить нельзя. Но ставить просто так тройки тоже не мог. Пришлось садить двоечника рядом и снова все ему рассказывать. Как только чувствовал, что НА ДАННЫЙ МОМЕНТ уже можно за что-то зацепиться - с облегчением ставил 3 (добавляя два минуса). Но основная масса преподавателей этим себя не утруждает. И я не могу их осуждать. Сама обстановка ненормальная!


Знаете, у меня эти строки вызывают неоднозначные чувства. На ум приходит немного пошлая аналогия, когда молодая девушка устраивается работать секретаршей, причем ей практически прямым текстом дали понять, что от нее ожидаются не только рабочие обязанности, но и услуги иного характера, а когда до этого дошло, то она очень удивилась.

Одно дело, если бы Вам прямо обещали, что Вы сможете ставить оценки по своему усмотрению, и что принципа "пройдут все" не будет. Однако этого же не было. Вы должны были понимать, как это все устроено, и на что Вы подписываетесь. Ну или уж по крайней мере сейчас уже должны это понимать. Согласившись стать прямым участником порочной системы, обвинять ее потом в этой порочности - это лицемерно. У Вас все равно всегда есть выбор. Возможно, если речь идет все равно о дополнительной подработке, стоило бы поискать другую сферу. Вовсе не обязательно связанную с преподаванием. Но выбрать то, где есть хоть какие-то нужные результаты деятельности без вранья, в том числе и вранья перед собой.

То, как Вы вроде как хотите делать учебный процесс, не нужно ни руководству, ни студентам. Пока это так, любые Ваши усилия будут совершенно попусту. Вам кажется, что Вы, рассказывая неучам материал на экзамене, якобы даете им какие-то знания. Но на самом деле Вы просто обманываете себя и успокаиваете свою совесть. Мол, я сделал все, что мог. Но со стороны тех же студентов это выглядит просто как бзик и занудство. Мол, ну вот такой попался чудик, который не просто как все поставит просто так, а должен еще и позанудствовать. Сидя рядом с Вами, тот самый двоечник думает вовсе не о том, что Вы ему пытаетесь объяснить, а только о том, когда же Вам наконец это надоест, и когда же Вы от него отвяжетесь. С такими мыслями и в такой обстановке то, что Вы ему объясняете, выветрится из головы еще быстрее, чем услышанное на лекциях и семинарах. Уже через 15 минут после того, как студент выйдет от Вас с оценкой, он уже напрочь все забудет. Вам самому не жалко своего совершенно впустую потраченного времени и сил?

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 09:52 


08/09/07
125
Екатеринбург
PAV в сообщении #563645 писал(а):
То, как Вы вроде как хотите делать учебный процесс, не нужно ни руководству, ни студентам. Пока это так, любые Ваши усилия будут совершенно попусту. Вам кажется, что Вы, рассказывая неучам материал на экзамене, якобы даете им какие-то знания. Но на самом деле Вы просто обманываете себя и успокаиваете свою совесть.



Не все так однозначно. Описывая ситуацию, я имел в виду обучение заочников в негосударственных ВУЗах.
Эти люди давно закончили школу, многое забыв из курса школьной математики. Но БОЛЬШИНСТВО из них действительно приходит за знаниями! На них то я и ориентируюсь при подготовке и проведении своих занятий.
И я стараюсь рассказывать им учебный материал так, чтобы у них глаза разгорались, появился интерес, идущий от полного понимания того, что я им говорю. По мнению окружающих, у меня это неплохо получается. Очень часто после лекции они высказывают мне свою благодарность за очень понятное объяснение материала. Да и руководство ВУЗа мной довольно, так как эти студенты и им передают свое мнение обо мне. Так что не согласен, что то, что и как я делаю, "не нужно ни руководству, ни студентам". Если я своей деятельностью пробуждаю интерес к предмету у многих студентов, то уже не считаю свою работу результатом "совершенно впустую потраченного времени и сил".
Другое дело - значительное меньшинство действительно отъявленных бездельников. Вот только с ними-то и происходит тот процесс, который я описал. И именно и только к ним (коих, опять замечу, меньшинство) можно отнести Ваши слова:

PAV в сообщении #563645 писал(а):

Вам кажется, что Вы, рассказывая неучам материал на экзамене, якобы даете им какие-то знания. Но на самом деле Вы просто обманываете себя и успокаиваете свою совесть. Мол, я сделал все, что мог. Но со стороны тех же студентов это выглядит просто как бзик и занудство. Мол, ну вот такой попался чудик, который не просто как все поставит просто так, а должен еще и позанудствовать. Сидя рядом с Вами, тот самый двоечник думает вовсе не о том, что Вы ему пытаетесь объяснить, а только о том, когда же Вам наконец это надоест, и когда же Вы от него отвяжетесь.

Но и здесь не все так однозначно. Он вынужден думать о том, что я ему говорю. Я же писал, что, объясняя материал, я жду зацепку, чтобы поставить ему слабую тройку. Поэтому после объясненного примера я даю ему аналогичный для самостоятельного решения. И только в случае правильного решения я эту зацепку нахожу. И не один (хоть и простой) пример объясняю и потом даю аналогичный. И даже в этой нерадивой группе студентов мне частенько удается в некоторых вызвать зачатки абсолютно отсутствующего ранее интереса, поскольку он только что убедился, что МОЖЕТ хоть что-то понять в этой "чертовой" математике. И в этом случае я тоже испытываю радость от проделанной работы.
Есть, конечно, и патологические случаи. Но не ими измеряется польза от моей работы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Негативные тенденции преподавания математики в ВУЗах
Сообщение25.04.2012, 10:28 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Ну что же, то, что Вы - молодец, я понял :wink:

Тогда в чем состоит вопрос? Большинство приходит к Вам за знаниями, и Вы эти знания им даете. Некоторым нужна только оценка - Вам это не очень нравится, однако такая ситуация устраивает систему, в которой Вы работаете, поэтому принципиально сделать Вы с этим ничего не можете. Однако что можете - пытаетесь. Руководство ВУЗа грамотно поддерживает в Вас мотивацию и высокую самооценку, что также способствует получению Вами удовлетворения от своей работы. Что еще нужно? В чем собственно тогда вопрос для обсуждения?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group