Ума нет, считай калека.
Тут я согласен с Ленином:
Если не вырывать текст из контекста — то весь абзац —
В.И. Ленин О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ВЕЛИКОРОССОВ 12.12.1914 писал(а):
Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков,[можно ли рабов, "которым нечего терять, кроме своих цепей", повести на войну?] чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну" чтобы душить Польшу и Украину[а в это время шла война с Германией], чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, [ну прямо как американский президент, т.е. сейчас наоборот — насаждать демократические движения] чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских , Пуришкевичей . Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. "защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
Из этого абзаца следует, что если Ленин не использовал гиперболу, то он использовал метафору, которая почти неотличима от гиперболы.
А вообще-то, тут видна слабость Ленина как философа.
Аристотель называл добродетелью свободного человека одновременное умение подчиняться и командовать (вольный перевод, не искажающий смысла). Ленин же, по-видимому, считал, что умение подчиняться приказам присуще только лишь рабам.