2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 08:30 


20/12/09
1527
apriv в сообщении #557744 писал(а):
«Современные абстракции», как Вы их называете, гораздо проще понять, чем эпсилоны и дельты с тремя переменами кванторов в определении непрерывности. Эти эпсилоны и дельты исторически возникли не от хорошей жизни, а от того, что проще определений в начале девятнадцатого века не смогли придумать.


Определение предела через эпсилон - дельта включает в себя конструктивный метод.
И если человек когда-нибудь доберется до реальных вычислений,
то эти эпсилон и дельты и разные оценки ему реально пригодятся.
К тому же, всё в конце-концов сводится к числам (десятичным дробям)
и никаких других сущностей кроме эпсилон и дельта не бывает.
Остальные пределы (в пространстве функций и т.п.) это только надстройки над основной,
естественной конструкцией, введенной Коши.

Конечно значки для кванторов не добавляют понимания.
Их поэтому не очень хорошо употреблять в первых главах учебников и лекций для не математиков.

Если знаете определение предела проще чем через эпсилон и дельта, напишите.
Будет любопытно посмотреть.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 08:46 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Ales в сообщении #557787 писал(а):
Конечно значки для кванторов не добавляют понимания.
Их поэтому не очень хорошо употреблять в первых главах учебников и лекций для не математиков.

Нет, они всё же необходимы: без них очень неудобно формулировать отрицания. Другое дело, что ими не следует злоупотреблять.

-- Вс апр 08, 2012 09:50:20 --

Ales в сообщении #557787 писал(а):
Если знаете определение предела проще чем через эпсилон и дельта, напишите.

Проще всего топологическое -- на языке окрестностей. И его надо вводить сразу же (конечно, не употребляя слова "топология"), чтобы объединить множество разнородных пределов в нечто единое. Но не вместо, а наряду с эпсилон-дельтами.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 09:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #557794 писал(а):
Проще всего топологическое -- на языке окрестностей. И его надо вводить сразу же (конечно, не употребляя слова "топология"), чтобы объединить множество разнородных пределов в нечто единое. Но не вместо, а наряду с эпсилон-дельтами.

У меня такое ощущение, что до тренировки на эпсилон-дельтах у студента толком нет интуиции того, что такое окрестности. Скажите, я прав или не прав? Если так, то на языке окрестностей для него не проще, хотя для нас - проще (хотя бы потому, что более общо).

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 10:00 
Заблокирован
Аватара пользователя


24/06/11

237
С планеты Земля
MaximVD в сообщении #557079 писал(а):
Допустим, вы "запихнули что-то" в мат.пакет и компьютер вам в ответ "что-то" выдал. А как понять правильный это ответ или нет? А вдруг кто-то допустил ошибку при программировании мат.пакета (что порой случается) и результат получился совсем не тот, какой нужно.

ru.wikipedia.org/wiki/Формальная_верификация

-- 08.04.2012, 11:03 --

MaximVD в сообщении #557079 писал(а):
К тому же порой компьютера нет под рукой.

Иногда и бумаги с ручкой нет под рукой. И что?

-- 08.04.2012, 11:27 --

zbl в сообщении #557294 писал(а):
Сопроцессора.
И это особенно делает рельефным его сходство с алгоритмами составления пятизначных таблиц?
Не старайтесь превзойти самого себя.

http://en.wikipedia.org/wiki/Lookup_table
http://en.wikipedia.org/wiki/Pentium_FDIV_bug

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 10:43 
Заслуженный участник


08/01/12
915
Ales в сообщении #557787 писал(а):
Остальные пределы (в пространстве функций и т.п.) это только надстройки над основной,
естественной конструкцией, введенной Коши.

Конструкцию Коши никак нельзя назвать естественной. В любом случае, эпсилоны-дельта в стиле Коши — лишь один из способов обоснования анализа, но далеко не единственный.
Ales в сообщении #557787 писал(а):
Если знаете определение предела проще чем через эпсилон и дельта, напишите.
Будет любопытно посмотреть.

Точка $y$ называется пределом отображения $f$ по фильтру $F$, если для любой окрестности точки $y$ ее прообраз принадлежит фильтру.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 10:57 
Заблокирован
Аватара пользователя


24/06/11

237
С планеты Земля
Padawan в сообщении #557368 писал(а):
Обучение индуктивное, от простого к сложному, от менее абстрактных вещей к более абстрактным.

Я не согласен с тем, что обучение может быть только индуктивное. Например, сначала изучаем теорию множеств, потом абстрактную алгебру, теорию меры, etc, т.е. частные случаи.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 11:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #557808 писал(а):
У меня такое ощущение, что до тренировки на эпсилон-дельтах у студента толком нет интуиции того, что такое окрестности. Скажите, я прав или не прав?

Нет, интуиция насчёт окрестностей (метрических, общетопологические на этот момент совсем ни к чему) у них как раз есть. И структура формулировок одна и та же что на одном языке, что на другом. Я бы сказал так: проблема в том, что само понятие предела -- логически довольно сложное, и за формальным определением не очень виден его смысл. В частности, потому, что по смыслу эти окрестности/эпсилоны сколь угодно малы, но в аккуратной формулировке явное указание на это отсутствует. Так вот: в численном варианте определения эта малость просвечивает гораздо сильнее, чем в топологическом, и в этом смысле действительно первый вариант "ближе к телу".

Но, с другой стороны, формулировка в эпсилон-дельтах гораздо более громоздка и менее универсальна, чем в окрестностях. Поэтому я и говорю, что надо давать оба варианта одновременно.

-- Вс апр 08, 2012 12:02:33 --

LaTeXScience в сообщении #557828 писал(а):
сначала изучаем теорию множеств, потом абстрактную алгебру, теорию меры, etc, т.е. частные случаи.

А если теория множеств не нужна (а она подавляющему большинству и не нужна иначе, как язык)?...

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 11:19 
Заслуженный участник


08/01/12
915
LaTeXScience в сообщении #557828 писал(а):
Например, сначала изучаем теорию множеств, потом абстрактную алгебру, теорию меры, etc, т.е. частные случаи.

Тогда уж теорию категорий сначала.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 11:31 
Заблокирован
Аватара пользователя


24/06/11

237
С планеты Земля
ewert в сообщении #557830 писал(а):
А если теория множеств не нужна (а она подавляющему большинству и не нужна иначе, как язык)?...

Хуже, математика не нужна иначе, как язык.

-- 08.04.2012, 12:36 --

apriv в сообщении #557837 писал(а):
Тогда уж теорию категорий сначала.

Теория множеств не менее абстрактная (NBG, например).

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 12:28 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
ewert в сообщении #557830 писал(а):
Но, с другой стороны, формулировка в эпсилон-дельтах гораздо более громоздка и менее универсальна, чем в окрестностях. Поэтому я и говорю, что надо давать оба варианта одновременно.

Так у нас так и делали: ввели эпсилон-дельта, ввели понятие окрестностей, переформулировали, обсудили смысл понятия предела.

apriv думает, что введение правильных определений уменьшит сложность матанализа... нет. Есть сложности и тонкости самого предмета, которые существуют независимо от определений. В нестандартном анализе многие теоремы классического анализа доказываются гораздо проще — за счет того, что модель нестандартных вещественных чисел строится гораздо труднее.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 12:34 
Заслуженный участник


08/01/12
915
Joker_vD в сообщении #557875 писал(а):
Есть сложности и тонкости самого предмета, которые существуют независимо от определений. В нестандартном анализе многие теоремы классического анализа доказываются гораздо проще — за счет того, что модель нестандартных вещественных чисел строится гораздо труднее.

В курсах матанализа вещественные числа зачастую вообще никак не строятся, или приводится построение без проверки всех необходимых свойств. С этой точки зрения неважно — постулировать, что полное упорядоченное поле существует, или что модель нестандартных вещественных чисел существует. Поэтому, конечно, преподавание на основе нестандартного анализа гораздо проще.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 13:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #557830 писал(а):
Я бы сказал так: проблема в том, что само понятие предела -- логически довольно сложное, и за формальным определением не очень виден его смысл.

Для меня оно всегда было просто: ведём пальцем по графику функции, и куда-то упираемся. Всё остальное - способы сказать это строго, подчас довольно скучные.

LaTeXScience в сообщении #557845 писал(а):
Хуже, математика не нужна иначе, как язык.

Математика больше, чем язык.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 13:50 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
apriv в сообщении #557824 писал(а):
Точка $y$ называется пределом отображения $f$ по фильтру $F$, если для любой окрестности точки $y$ ее прообраз принадлежит фильтру.

Да никто этого не поймет, минуя самые обычные эпсилоны и дельты.

-- Вс апр 08, 2012 15:52:21 --

LaTeXScience в сообщении #557828 писал(а):
Padawan в сообщении #557368 писал(а):
Обучение индуктивное, от простого к сложному, от менее абстрактных вещей к более абстрактным.

Я не согласен с тем, что обучение может быть только индуктивное. Например, сначала изучаем теорию множеств, потом абстрактную алгебру, теорию меры, etc, т.е. частные случаи.

И на выходе получится математический инвалид.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 14:02 
Заслуженный участник


08/01/12
915
Padawan в сообщении #557902 писал(а):
Да никто этого не поймет, минуя самые обычные эпсилоны и дельты.

Почему? Конечно, до этого нужно в деталях узнать, что такое фильтры и какими свойствами обладают окрестности.

 Профиль  
                  
 
 Re: О конструктивизме при преподавании математики.
Сообщение08.04.2012, 14:03 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
Без связи с геометрией, физикой, короче с жизнью, это будет непонятная заумь.
Я уже говорил, что сначала определение предела надо разобрать на языке эпсилон-дельта.
Как вы будете доказывать, что предел произведения равен произведению пределов? Теоремы Вейрштрасса, Больцано-Коши о непрерывных функциях на отрезке как будете доказывать?

-- Вс апр 08, 2012 16:07:51 --

Замечу, что по алгебре Вы таких экстремистких высказываний не делаете, потому, что, вероятно, понимаете, что на что опирается.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 134 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group