Но это не значит, что они меня устраивают.
Меня не интересует, устраивают ли Вас мои ответы. Я пытаюсь объяснить Вам, как обстоит дело на самом деле. Ситуация примерно такая: Вам объясняют, что яблоко, оторвавшееся от ветки, падает, а не остаётся висеть в воздухе, а Вы заявляете, что это объяснение Вас не устраивает.
Моя цель в нашем споре
Я с Вами не спорю. Предмета для спора в математических утверждениях нет: утверждение либо доказуемо, либо не доказуемо. Будете продолжать писать глупости - останетесь без собеседника. Да и тему отправят в
Пургаторий.
Поэтому мой первый вопрос-просьба к Вам: не могли бы Вы временно, для облегчения взаимопонимания, побыть на позиции наивной теории?
Нет. У меня нет времени заниматься ерундой для Вашего ублажения. "Наивная теория множеств" - это неаксиоматизируемая теория. Ввиду того, что она никакими аксиомами не ограничена, обосновать её нельзя.
Гениальный (я не шучу) основатель теории множеств Георг Кантор (1845 – 1918) дал свое знаменитое определение понятия множества. Вот оно.
«Под “множеством” мы понимаем объединение в некое целое М определенных хорошо различаемых предметов m нашего созерцания или мышления (которые будут называться "элементами" множества M)».
Это не определение, а ничего не значащее сотрясение воздуха.
В этом случае канторовское понятие множества будем называть главной интерпретацией.
Канторовское "понятие" множества не является интерпретацией аксиоматической теории множеств ввиду совершенно неопределённого круга "множеств" в "смысле" Кантора.
Позиция наивной теории состоит в том, что она, эта теория, отражает реальность, хотя бы и в наших головах. И есть единое понятие несчетности. А если Вы считаете, что есть два понятия несчетности, то не можете ли Вы дать определения этих двух понятий? И в чем между ними разница?
Я, может быть, не совсем точно выразился. Определение несчётности одно (считая эквивалентные определения одним и тем же). Но смысл этого понятия существенно зависит от рассматриваемой модели теории множеств. В частности, если алфавит языка (аксиоматической) теории множеств не более чем счётен, то существует счётная модель этой теории (теорема Лёвенгейма - Скулема). Тем не менее, в этой модели имеются несчётные множества. Несмотря на то, что все они являются подмножествами этой счётной модели. Они счётны в "исходной" модели и несчётны в той счётной модели, которая строится в теореме Лёвенгейма - Сколема. Просто потому, что ни один из имеющихся в "исходной" модели способов нумерации этих множеств не попал в счётную модель.
Еще разногласие: я продолжаю настаивать, что теореме Кантора (в наивной теории) противоречит понятие конкретного, по-Вашему – определимого – множес-тва.
В наивной теории множеств понятие "конкретного" множества не определено. Вам придётся формализовать наивную теорию множеств и на строгом формальном языке сформулировать определение конкретного множества. Когда Вы это сделаете, тогда и поговорим. А пока ничего, кроме пустого препирательства, не будет.
Еще разногласие: Вы пишете:«Дело в том, что формулы теории множеств не являются объектами теории множеств, и внутри мира этой теории недоступны.»
А Ю.И.Манин в своей книжке пишет, что в современной математической логике есть два формальных языка: язык арифметики и язык теории множеств. И последний отнюдь не есть метаязык, как Вы пишете, а тот самый язык, на котором доказываются теоремы теории множеств.
??? Формальных языков в математической логике гораздо больше. Я встречал описания бесконечного семейства формальных языков (в ДАН СССР была серия статей об этих языках, но автора я уже не помню). Вы просто неправильно поняли, что написал Манин.
И, конечно, Вы так и не поняли, что такое метаязык. Хотя я, вроде бы, объяснил достаточно ясно: это язык, используемый для описания языка формальной теории. Для этой цели можно использовать любой достаточно богатый язык. И язык арифметики Пеано, и язык аксиоматической теории множеств достаточно богаты, поэтому могут использоваться в качестве метаязыка. В частности, мы можем описать язык теории множеств, используя для этой цели язык теории множеств. Однако это будут разные языки. Например, у них разные алфавиты.
Еще один вопрос к Вам. Вы пишете: «Описание множества как совокупности каких-то объектов – это некоторая интерпретация, совершенно не обязательная».
Но хоть какая-то интерпретация все-таки нужна? Иначе как Вы будете проверять, удовлетворяются ли принятые в данной теории аксиомы?
Не понял вопроса. Аксиомы "удовлетворяются" по определению. Для формальной теории интересен вопрос, доказуемо то или иное утверждение или не доказуемо. Если утверждение доказуемо и теория непротиворечива, то утверждение истинно. Никакая интерпретация здесь не нужна.
Отвечаю: Никакой другой процедуры нумерации у меня нет. У меня одна процедура: сначала я даю №1 еще не построенному множеству внешних номеров, назовем его К, которое получится после окончания процедуры, а затем нумерую остальные множества натуральных чисел, как-то, не важно, как.
Гы-гы-гы! (Не выдержал, вставил смайлик, хотя не имею обычая ими пользоваться.) А откуда Вы знаете, какое получится множество внешних номеров, если процедура нумерации ещё не построена?
Давайте сделаем проще: Вы просто предъявите процедуру нумерации
всех подмножеств натурального ряда. И вопрос будет закрыт. Если не предъявите, будем просить модератора перенести Вашу дискуссию в
Пургаторий.
Дело в том, что теореме Кантора противоречит множество, известное как универсум фон-Неймана V. Оно содержит в себе все свои подмножества и совпадает с множеством всех своих подмножеств. Для него тривиальное отображение F(x)=x и дает биекцию между множеством V и множеством всех его подмножеств U(V), биекцию, которая запрещена теоремой Кантора. И множество внешних прообразов оказывается тем множеством, которое мы называем множеством Рассела.
На универсум фон Неймана
можно посмотреть с двух точек зрения.
1) Извне - с точки зрения метатеории. Мы можем построить в метатеории какую-нибудь модель теории множеств, например, даже счётную, и тогда с точки зрения метатеории универсум фон Неймана будет счётным множеством. Тот, кто знает, как строится
, разумеется, понимает, что
, но
- потому что
не появляется ни на каком шаге простроения
. Вообще, легко видеть, что любое множество, принадлежащее
(в качестве элемента, а не подмножества), имеет ординальный ранг строго больший, чем ординальный ранг любого из его элементов. Однако
имеет подмножества, ординальные ранги элементов которых не ограничены никаким ординалом, и такие подмножества не появляются ни на каком шаге построения и потому не являются элементами
.
2) Изнутри - с точки зрения предметной теории. С этой точки зрения
вообще не является множеством и, разумеется, не является своим подмножеством. Разумеется, "класс подклассов" для классов не определён. В теории множеств нет никаких аксиом, позволяющих определить что-нибудь типа "класса подклассов".
И с той, и с другой точки зрения никакого совпадения
с классом подклассов
нет.
Что касается Вашей биекции, то для неё множество внешних номеров совпадает со всем
по тривиальной причине: элемент
появляется в иерархии только после того, как будут построены все элементы множества
, и по этой причине
.