statя вижу, что Вы, в принципе, понимаете ситуацию правильно. Давайте я еще (дополнительно) кое-что поясню.
Для того, чтобы пытаться применять математические законы к каким-либо реальным жизненным задачам, необходимо свести эти задачи к математическим моделям. Четким и строго заданным. Это неприятное, но совершенно необходимое условие. Математика работает только с моделями. При этом задача построения адекватной математической модели, как правило, является весьма нетривиальной. Этот этап по трудности и затратам может оказаться наиболее существенной частью всей работы вообще.
При этом многие параметры и связи, которые Вам реально неизвестны, однако требуются в модели, Вам все равно придется как-то задать. Либо каким-то образом их досочинять, либо попытаться все-таки определить, либо как-то оформить Ваше незнание в качестве элемента модели. Но в любом случае придется опираться на какие-то Ваши знания или представления о данной предметной области. И ответственность за достоверность этих предположений лежит целиком на Вас.
Например, Ваш пример с ящиками. Сказать "
я не знаю состава шаров" для математической модели не пойдет. Каким образом можно это незнание обойти? Самый банальный способ - принять модель, что в ящиках поровну шаров каждого цвета. При этом вероятность получить на каждом шаге тот или иной цвет окажется одинаковой. Другой способ - это ввести дополнительный случайный эксперимент, связанный с заполнением ящиков шарами. При этом состав шаров в урне оказывается сам по себе случайным объектом. То есть кто-то сначала случайным образом заполняет ящики шарами, а потом Вы достаете из этих ящиков по одному случайному шару. Однако при этом Вам нужно все равно задать распределение, с которым реализуется первый этап. Это тоже можно сделать разными способами. Например, считать, что каждый шар в урне может быть с равной вероятностью либо белым, либо черным. При таком способе самой вероятной окажется комбинация, при которой шаров каждого цвета в урне поровну, а наименее вероятной - случаи заполнения урны шарами одного цвета. Другой способ заполнять урны - случайным образом с равной вероятностью выбирать количество шаров одного цвета. Однако в обоих этих случаях случайного заполнения ящиков результаты извлечений оказываются статистически такими же, как и в случае неслучайного: независимая последовательность, каждый элемент с равной вероятностью белый или черный.
Можно ввести в эту модель зависимость между урнами. Это идейно должно быть ближе к финансовым задачам. Например, можно считать, что состав шаров при переходе от одной урны к следующей не должен меняться слишком сильно. Например, можно взять модель, в которой каждая последующая урна получается из предыдущей случайной заменой одного или двух шаров на другие, случайно выбранные. Тогда состав шаров в урнах вполне описывается случайным процессом. Детали такой модели можно дополнить множеством различных способов.
Вообще же, Вам лучше всего обратить внимание на область финансовой математики. Она основана на теории вероятностей и напрямую соответствует Вашим интересам. Это продвинутая область и изучать ее можно долго. Например, можете обратить внимание на двухтомник Ширяева "Основы стохастической финансовой математики" - два "кирпича" по пятьсот страниц в каждом.
Ширяев А.Н. — Основы стохастической финансовой математики (том 1, Факты. Модели)Ширяев А.Н. — Основы стохастической финансовой математики (том 2, Теория)оглавление и описаниеОднако, я надеюсь, что Вы отдаете себе отчет в том, что чудес не бывает. В этой области пытается работать очень много людей, она развитая, и если бы с ее помощью удалось бы что-то реально эффективно сделать (и заработать с этой помощью), то скорее всего об этом стало бы известно в какой-то момент всем участникам рынка, все бы стали применять этот метод, что тут же изменило бы характер поведения рынка, и метод перестает работать.