2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 19:35 


15/12/10
32
Здравствуйте, уважаемые!

Есть следующая задача по терверу.

Цитата:
Есть числа от 1 до 9 в случайном порядке. Нужно найти вероятность того, что четные числа будут на четных местах.


Возникли трудности с трактовкой текста задачи.

Есть два варианта.

1) Есть ограниченный набор из цифр - 1 2 3 4 5 6 7 8 9, и есть ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

В таком случае, мы должны считать так:
[вероятность того? что на первое место не выпадает четное число из набора 9ти цифр] умножить [на вероятность выпадения на втором месте четной цифрой из набора 8ми оставшихся цифр] .... и так далее все места.

В цифрах: (1-5/9)х(4/8)х .... и так далее


2) Если дан ряд мест от 1 до 9, и нужно просто найти с какой вероятность в четные места попадут четные цифры (из неограниченого набора). То есть просто генерация случайным образом чисел от 1-9 в четные места ряда мест 1-9.

тогда будет: 4/9х4/9х4/9х4/9

Что же все таки подразумевает собой формулировка задачи!?

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 19:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Мне кажется, что 9 чисел нужно расставить на 9 мест в соответствии с чётностями чисел и мест. Вероятность в точности равна вероятности того, что на первых четырёх местах будут стоять чётные числа, а потом нечётные. Короче, три факториала.
первый вариант у Вас похож, но почему там в скобке $1-5/9$. А идея верная — условная вероятность.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:17 


15/12/10
32
gris, мне ваш ответ не очень ясен :(

Цитата:
Мне кажется, что 9 чисел нужно расставить на 9 мест в соответствии с чётностями чисел и мест.

Это часть ответа мне понятна. Это мой первый вариант - только сформулированный более четко и лаконично!

Цитата:
Вероятность в точности равна вероятности того, что на первых четырёх местах будут стоять чётные числа, а потом нечётные.

А вот это не понятно.
Есть места 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
По задаче нам надо найти вероятность того, что четные числа будут на четных местах.

начинаем расставлять числа.

первое место: сюда должно попасть нечетное число, в противном случае искомое событие не произойдет
второе место: сюда должно попасть четное число.
третье место: сюда должно попасть нечетное число, в противном случае искомое событие не произойдет
...
и т.д. , при этом набор при расставлении в каждое последующее место будет сокращаться на единицу, т.к. имеем конкретный набор из 9 цифр. {1,2,3,4,5,6,7,8,9}

Как тогда на первых четырех местах будут стоять четные цифры, а на последущие 5 нечетные?

такое решение подразумевает собой то что мы начинаем расставлять цифры сразу по четным местам, а потом по нечетным. но такого условия в задаче нет. откуда оно вытекает?

и этом случае не надо ведь подсчитывать нечетные места. В общем, так и не понял я что тут и как и откуда из первой части следует такое решение.

Цитата:
Первый вариант у Вас похож, но почему там в скобке $1-5/9$.

5/9 - вероятность выпадения нечетного числа
(1-5/9) - вероятность не выпадения нечетного числа. Можно кстати сразу 4/9, я что-то не посмотрел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:25 


11/02/12
4
gris в сообщении #537541 писал(а):
Вероятность в точности равна вероятности того, что на первых четырёх местах будут стоять чётные числа, а потом нечётные.

Это означает, что решением будет

4/9*3/8*2/7*1/6 = 1/126

т.е. с выпадением каждого четного числа уменьшается количество оставшихся четных мест и число всех оставшихся мест на единицу

Верно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:32 


15/12/10
32
А разве не надо учитывать то, что числа выпадают и на нечетные места. и они могут выпасть четные!

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:41 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
 !  kaur
правила форума запрещают выкладывать готовые решения учебных задач

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:48 


11/02/12
4
Ок, принял.
На всякий случай скажу, что я сам эту задачу и решаю :) Попросил просто Дореми тему создать (мы с ним разошлись во мнении), а потом вот пришел и сам зарегился, чтобы уточнить. Ну просто я пришел к такому вот решению и был бы благодарен, если кто-то обстоятельно подтвердил или опровергнул.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 20:52 


15/12/10
32
Подтверждаю слова, kaur. Мы разошлись во мнении как способа решения так и формулировки. Таким образом, выложенное решение им не может считаться решением на задачу. Это часть вопроса темы!

PAV, прошу вас в связи с этим допустить пост kaur.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 21:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Вы несколько невнимательны. На первое место должно попасть нечётное число. Их 5. И вероятность 5/9. Что то же самое, что не должно попасть чётное число, то есть $1-4/9$.
Что равно друг другу. В данной трактовке нечётных чисел столько же, сколько и нечётных мест. Поэтому Ваше первое решение с учётом перепута 5/9 и 4/9 верное.

Я ещё привёл комбинаторное решение, даже специально обратив внимание, что неважно какие именно будут места для чётных и нечётных, лишь бы их количество соответствовало. Ответ будет ровно таким же.

Во второй трактовке задача звучала бы немного по другому: на каждое из 9 пронумерованных мест с равной вероятностью помещают цифры от 1 до 9. Чему равна вероятность того, что на чётных местах будут чётные цифры. Тут Вы тоже дали верный ответ: $\bigg(\dfrac49\bigg)^4$
Если же вопрос дополнен словами: "а на нечётных нечётные", то вероятност, умножится на пятую степень другой дроби.

Вообще полезно решать задачи разными способами и видеть, что в условии может повлиять на ответ, а что нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 22:09 


15/12/10
32
Цитата:
Вы несколько невнимательны. На первое место должно попасть нечётное число. Их 5. И вероятность 5/9. Что то же самое, что не должно попасть чётное число, то есть $1-4/9$.

Ох.. Да уж, я все перепутал!
Цитата:
Что равно друг другу. В данной трактовке нечётных чисел столько же, сколько и нечётных мест. Поэтому Ваше первое решение с учётом перепута 5/9 и 4/9 верное.

Понятно, большое спасибо!

====
Еще вопрос по трактовке, если позволите.

Цитата:
Во второй трактовке задача звучала бы немного по другому: на каждое из 9 пронумерованных мест с равной вероятностью помещают цифры от 1 до 9. Чему равна вероятность того, что на чётных местах будут чётные цифры.


Понятно. Но не согласитесь ли Вы со мной, что задача все же поставлена не так

Цитата:
9 чисел нужно расставить на 9 мест в соответствии с чётностями чисел и мест.


и не так

Цитата:
На каждое из 9 пронумерованных мест с равной вероятностью помещают цифры от 1 до 9. Чему равна вероятность того, что на чётных местах будут чётные цифры.


Что подразумевает собой действительно корректную задачу, которая легко трактуется - прозрачно видно то событие вероятность которого нужно найти.

В постановке же нашей задачи:
Цитата:
Есть числа от 1 до 9 в случайном порядке. Нужно найти вероятность того, что четные числа будут на четных местах.

Трактовка как минимум неясная,на мой взгляд. Имеет ли смысл так писать текст задачи? Или это тоже одна из форм классического написания задач по теорверу, которая должна четко была мной интерпретироваться. Но я в силу своей неопытности просто не смог её решить? Что именно в трактовке задачи должно было подтолкнуть меня, что имеется в виду именно ограниченный набор?

Еще раз спасибо за ответы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 22:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Если честно, то так
Цитата:
Есть числа от 1 до 9 в случайном порядке. Нужно найти вероятность того, что четные числа будут на четных местах.

задачи и не формулируются. Ну разве что в доморощенных пособиях. Стиль не тот. "Нужно" :-)
Вот так бы я сформулировал:
Целые числа от 1 до 9 расставлены в случайном порядке. Найти вероятность того, что чётныйе числа стоят на чётных местах.
Да и то можно прикопаться. Чаще карточки с цифрами раскладывают.
В хороших задачниках формулировки такие, что не допускают вольностей.
Хотя полезно привыкать к любым формулировкам и учиться догадываться.
На практике оно так и обстоит обычно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 22:29 


15/12/10
32
Понятно :)

Надеюсь у kaur также больше не возникнет вопросов по этому поводу.

Спасибо Вам еще раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 22:42 


11/02/12
4
Спасибо, но вопросы у меня возникнут :-)

gris в сообщении #537602 писал(а):
Поэтому Ваше первое решение с учётом перепута 5/9 и 4/9 верное.

Мне лично не совсем понятно то, что приведено в первом посте. Я не знаю, что имеется ввиду под "и т.д." Там есть попытка все места перемножать. Вы выше сказали, что "Вероятность в точности равна вероятности того, что на первых четырёх местах будут стоять чётные числа, а потом нечётные."
Но в таком случае перемножать надо для первых четырех четных мест. Т.е. то, что я написал выше. Можете сказать, так верно то, что написано в моем сообщении выше или нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение11.02.2012, 23:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
И Вы правы!
Так как задача уже решена, то позволю себе привести свои несколько решений.
В первой трактовке условия! :-)
1. Вероятность равна частному от деления числа способов разместить чётные числа на чётных местах и нечётные на нечётных на общее число способов разместить 9 разных чисел на 9 разных местах.

То есть $P=\dfrac {4!\cdot 5!}{9!}=\dfrac {4\cdot3\cdot2\cdot1\cdot5\cdot4\cdot3\cdot2\cdot1}{9\cdot8\cdot7\cdot6\cdot5\cdot4\cdot3\cdot2\cdot1}=\dfrac {4\cdot3\cdot2\cdot1}{9\cdot8\cdot7\cdot6}=\dfrac{1}{126}$

2. Вероятность равна вероятности разместить 4 чётных числа на 4-х фиксированных местах (скажем, первых). Используя условную вероятность, получим:

$P=\dfrac 49\cdot\dfrac 38\cdot\dfrac 27\cdot\dfrac 16=\dfrac{1}{126}$

3. Вероятность равна условной вероятности помещения на первое место нечётного числа при условии помещения на второе место чётного при условии помещения на третье место нечётного....при условии помещения на девятое место нечётного. То есть:

$P=\dfrac 59\cdot\dfrac 48\cdot\dfrac 47\cdot\dfrac 36\cdot\dfrac 35\cdot\dfrac 24\cdot\dfrac 23\cdot\dfrac 12\cdot\dfrac 11=\dfrac{1}{126}$

Задача, разумеется, простая. И такое внимание к ней может показаться излишним. Но не пренебрегайте начальным этапом в изучении любой науки. Ибо аукнется.
ВотЪ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Трудности трактовки задачи по терверу
Сообщение12.02.2012, 08:49 


11/02/12
4
Спасибо за рассуждения и варианты!

gris в сообщении #537628 писал(а):
Задача, разумеется, простая.

Главная трудность здесь заключалась, похоже, в понимании условий задачи.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group