Последний раз редактировалось cont2015 26.12.2011, 04:32, всего редактировалось 2 раз(а).
Пространство -время (Эйнштейн А. Т.2. Работы по теории относительности 1922-1955 - 1966) 1929 г. Совершенно так же, как в геометрии Эвклида, понятие пространства соответствует возможным расположениям твердых тел; в общей теории относительности понятие пространства-времени соответствует свойствам твердых тел и часов. Однако пространственно-временной континуум отличается от пространственного континуума тем, что законы, управляющие поведением этих объектов (часов и измерительных стержней), зависят от их местонахождения. Континуум (или величины, описывающие его) входит в законы природы явно, и, наоборот, свойства континуума определяются физическими факторами. Соотношения, связывающие пространство и время, уже нельзя считать чем-то отличающимся от самой физики. Ничего определенного неизвестно о том, какими свойствами может обладать пространственно-временной континуум как целое. Однако общая теория относительности делает более вероятным, что континуум является бесконечным в своей временноподобной части, но конечным в пространственно-подобной части.
Время
Физическое понятие времени отвечает понятию, присущему интуитивному мышлению. Но такое понятие восходит к порядку во времени ощущений индивидуума, и этот порядок мы должны принимать как нечто первично данное. Некто ощущает момент «теперь» или, выражаясь точнее, чувственное сщущение в данный момент, соединенное с воспоминанием о (прежних) чувственных ощущениях. Это и есть причина того, что чувственные ощущения, по-видимому, образуют временные ряды ощущений, основанные на оценках «раньше» и «позже». Эти ряды могут повторяться, и тогда они могут быть опознаны. Они могут также повторяться неточно, с заменой некоторого числа событий другими, причем характер повторения для нас не утрачивается. Таким образом, мы приходим к представлению времени в виде некоего одномерного каркаса, который можно заполнить ощущениями разными способами. Одни и те же ряды ощущений отвечают тем же субъективным интервалам времени.
Переход от этого «субъективного» времени («Ich-Zeit») к понятию времени донаучного мышления связывается с возникновением идеи о существовании реального внешнего мира, независимого от субъекта. В этом смысле (объективное) событие ставится в соответствие с субъективным ощущением. В таком же смысле «субъективное» время ощущения сопоставляется с «временем» соответствующего «объективного» события. В противоположность ощущениям внешние события и их порядок во времени претендуют на справедливость для всех субъектов.
J9tot процесс объективизации не представлял бы никаких затруднении, если бы временной порядок ощущений, соответствующих рядам внешних событий, был одинаковым для всех индивидуумов. В случае непосредственных зрительных восприятий в нашей повседневной жизни это соответствие является точным. Именно поэтому идея о существовании объективного порядка во времени стала столь широко распространенной. При более подробном рассмотрении идеи объективного мира внешних событий оказалось необходимым установить более сложную зависимость между событиями и ощущениями. Впервые это было сделано с помощью инстинктивных правил мышления, в которых особенно важную роль играет понятие пространства. Процесс усложнения понятий ведет в конечном счете к естественным наукам.
Измерение времени производится с помощью часов. Часы — это такой прибор, который автоматически проходит последовательно через (практически) одинаковые ряды событий (период). Число пройденных периодов (время по часам) служит мерой времени. Смысл этого определения совершенно ясен, если событие происходит в непосредственной пространственной окрестности часов; тогда все наблюдатели независимо от своего положения (зрительным путем) отметят одинаковое время по часам одновременно с событием. До создания теории относительности предполагалось, что понятие одновременности имеет абсолютный объективный смысл также и для событий, разделенных в пространстве.
Это предположение было опровергнуто открытием закона распространения света. В самом деле, если скорость света в пустоте оказывается величиной, не зависящей от выбора (или, другими словами, от состояния движения) инерциальной системы, к которой она относится, то нельзя придавать никакого абсолютного смысла понятию одновременности событий, разделенных пространственным расстоянием. Более того, в каждой инерциальной системе должно быть определено свое особое время. Если же для отсчета не используется никакая система координат (инерци-а льна я система), то не имеет смысла и утверждать, что события в разных точках пространства происходят одновременно. Именно вследствие этого пространство и время сливаются в единый четырехмерный континуум.
В речи, похожей по содержанию на эту статью в Британской Энциклопедии и произнесенной в Ноттингеме 7 июня 1930 года, Эйнштейн сделал любопытное замечание о единой теории поля:
«Мы приходим к странному выводу: сейчас нам начинает казаться, что первичную роль играет пространство; материя же должна быть получена из пространства, так сказать, на следующем этапе. Пространство поглощает материю. Мы всегда рассматривали материю первичной, а пространство вторичным. Пространство, образно говоря, берет сейчас реванш и «съедает» материю. Однако все это остается пока лишь сокровенной мечтой».
Содержание речи изложено в статье: «Prof. Einstein's Adress at the University of Nottingham» (Science, 71, 1930, 608—609).
|