2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задача на разбиение множества
Сообщение19.12.2011, 15:35 
Аватара пользователя


01/12/11

8634
1) Можно ли множество всех конечных десятичных дробей разбить на а) два; б) три
класса так, чтобы ни в один из классов не попали два числа, разность которых —
степень десятки с целым (не обязательно натуральным!) показателем? (А.Лейдерман.)

2) Можно ли то же самое проделать с множеством всех вещественных чисел?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на разбиение множества
Сообщение19.12.2011, 16:30 
Заслуженный участник


12/09/10
1547
1) задача равносильна разбиению натуральных чисел с запретом в классе на разность, равную степени десятки с неотрицательным показателем.
а) Поскольку 2 соседних натуральных числа не могут находиться в одном классе, то единственная кандидатура разбиения - на четные и нечетные. Но тогда возникает проблема с числами $1$ и $11$.
б) 2 числа попадают в один класс, если они имеют один и тот же остаток при делении на $3$. Разность чисел из одного класса делится на $3$ и не может делиться на $10^k$

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на разбиение множества
Сообщение19.12.2011, 21:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/12/11
640
Україна
2a) Нельзя. Те же рассуждения, что и в 1a).
2б) Можно. Рассмотрим на множестве вещественных чисел отношение эквивалентности: $$a \sim b \Leftrightarrow a-b - \text{конечная десятичная дробь}.$$ Пусть теперь $F=\mathbb{R} \slash \sim$ - множество классов эквивалентности, т.е. семейство непустых непересекающихся подмножеств $\mathbb{R}$, таких, что каждое из них содержит эквивалентные относительно вышеуказанного отношения элементы, элементы из разных подмножеств неэквивалентны и объединение всех элементов $F$ образует $\mathbb{R}$. Применим к $F$ аксиому выбора и получим некоторое множество $D \subset \mathbb{R}$, пересекающееся с каждым из множеств $F$ ровно по одному элементу. Теперь каждое число $a \in \mathbb{R}$ отнесём к одному из трёх классов, о которых говорится в условии задачи, следующим образом. Если $K \in F$- то единственное множество, которому принадлежит $a$ (класс эквивалентности элемента $a$), а $d \in K$ - тот единственный элемент из этого множества, который принадлежит $D$, то посчитаем сумму цифр в десятичной записи числа $a-d$ (а оно обязано быть конечной десятичной дробью), взяв её со знаком $a-d$. Если остаток от деления полученного числа на $3$ равен $0$, то отнесём $a$ к первому классу, $1$ - ко второму, $2$ - к третьему. При этом, если $b=a+10^m, m \in \mathbb{Z}$, то $b-d=(a-d)+10^m$ - конечная десятичная дробь, для которой этот остаток циклически увеличен на $1$, откуда следует, что $b$, которому будут соответствовать те же $K$ и $d$, т.к. $b \sim a$, будет отнесено к другому из трёх образуемых классов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group