Вполне согласен с тем, что заявленная тема слишком общая, но, тем не менее, эту общую проблему всё равно надо как-то ставить и решать. Круг рассматриваемых вопросов здесь довольно широк, и по отдельности они представляют собой более конкретные темы. Дело не в рассмотрении какой-нибудь конкретной темы, а дело в обозначении (осознании) круга проблем, связанных с изучением природы. Различные науки изучают природу, но, по-видимому, нет единого системного подхода, непонятно с какой целью и для чего природу нужно (а может не нужно) изучать, познаваема ли природа? Как вообще можно или нужно изучать природу? Может быть, мы изучаем не саму природу, а некоторые абстрактные представления о природе, возникающие в сознании некоторых великих людей, которые придуманы этими людьми? (Такая точка зрения типична для математиков). Приведу цитату [А.А. Ивин, «Логика»] «К Аристотелю восходит традиция давать закону противоречия, как и ряду других логических законов, три различные интерпретации. В одном случае он истолковывается как принцип логики, говорящий о высказываниях и их истинности: из двух противоречащих высказываний одно должно быть ложным. В другом случае этот же закон понимается как утверждение о структуре самого реального мира: не может быть так, чтобы что-то одновременно существовало и не существовало, имела какой-то признак и не имела его. В третьем случае этот закон звучит уже как истина психологии, касающаяся своеобразия нашего мышления: не удаётся размышлять о какой-либо вещи, таким образом, чтобы она оказывалась такой и вместе с тем не такой».
Вот три науки: логика, естествознание и психология, и три различные интерпретации одного о того же – законов логики. По-видимому, правильнее было бы сказать, что законы логики это законы природы. Подобно тому, как и законы теории множеств, алгебры, грамматики, гармонии и т.п. это законы природы. Законы природы невозможно придумать, но их можно открыть, изучая природу, изучая взаимосвязь явлений в природе. И ровно насколько наши законы соответствуют реальным положениям вещей в природе, ровно настолько эти законы истинны и практически ценны. Например, всякие нарушения законов грамматики приводят к двусмысленностям, неправильному толкованию, каламбурам, тавтологиям и тому подобной неразберихе, к невозможности адекватной передачи мысли (понимания). Как только в наших теориях и моделях мы отрываемся от природы, так сразу же наши теории и науки начинают терять силу, наподобие героя греческой мифологии Антея: он терял силу, когда его отрывали от земли. Итак, тезис: законы различных наук – это, прежде всего, законы природы (по крайней мере, они обязаны быть таковыми). Будут ли здесь возражения?
|