Эти знания могут вообще не подлежать ни какой формализации
Это сильно спорный тезис. Как правило всё то, что "неформализуемо", в итоге оказывается просто бредом и при дальнейшем развитии и стабилизации теории отметается. Но в процессе первоначальной генерации идей человеческий разум, конечно же, имеет свойство генерировать такой "неформализуемый" бред и это вполне нормально.
Насколько мне известно, существует бесконечное количество неформализуемых понятий. Ведь ещё Тарский показал, что понятие
арифметической истины не может быть выражено средствами арифметики. Т.е. не существует непротиворечивой теории способной формализовать в себе не просто часть метаязыка а вообще весь метаязык. Иными словами – часть понятий просто пролетит мимо любой теории как фанера над Парижем, не имея совершенно никакой возможности быть формально -представленной в этой теории. Данная теорема может быть обобщена на любую иную достаточно сложную систему.
Невозможность полной формализации даже чисто математических содержательно определенных теорий – это объективный факт, неустранимый никакой концепцией. А в меморандуме американских математиков сказано: «
Математическое мышление не сводится к дедуктивным рассуждениям,
оно не состоит только в формальных доказательствах. Мыслительные процессы, подсказывающие нам, что доказывать и как доказывать, также составляют часть математического мышления, как и само доказательство которым они завершаются.
Выделять понятие приспособленное к конкретной ситуации, обобщать исходя из наблюдаемых частных случаев, рассуждать по индукции, по аналогии
и находить интуитивные доводы для выделяемой догадки –
все это математические способы мышления».
А вообще: довольно странно пытаться надеяться все формализовать, а то, что неформализуемо подозревать на бредовость.
Самое главно в ФАС - это её модель
Употребив слово "модель", Вы не вносите ничего нового в структуру теоретического знания. По существу, Вы просто рассматриваете теорию с позиций более содержательной (имеющей больше нетривиальных аксиом) теории. Когда мы начинаем копаться в этой моделирующей теории, то если она не оказывается бредом, то в конечном итоге тоже становится формализованной.
Я в данном случае имел в виду не то, что мы одной теорией моделируем другую теорию. Наша задача гораздо более колоссальна: мы должны смоделировать все явления физического мира. Понимаете – мир первичен по отношению к нам самим. Мир уже был, а ни человека ни его сознания ещё не было (ведь по сообщениям Библии он был сотворен только на шестой день). Мир уже собой представляет нечто, и наша задача не в том состоит чтобы «измыслить мир» а в том, чтобы постичь то, что уже есть. Понимаете? Оно УЖЕ есть. А для постижения того, что есть, нам может вообще не хватить ни каких формальных средств. Кто Вам сказал, что мирозданье обязано вписываться в какой бы то ни было формализм? Во-первых, современная физика вырастает из антиаристотелизма, она собой представляет некий «обрубок» Аристотелевской теории познания. Если по Аристотелю «познать предмет» - это познать 4-е его причины: материальную, движущую, сущностную и целевую, то современная физика исследует только первые две, избавившись от сущностной и целевой. А что такое сущность? А сущность – это то, о чем сказывается, т.е. субъект в предикате. Сущность есть «то , что» - т.е. в гносеологическом смысле – идея вещи, суть бытия вещи. Или в более грубом выражении – «понятие о вещи». Но вы попробуйте формализовать понятие кошки, или тем более человека, иными словами – самого себя…
Это значит, что встретившись с некоторым явлением на практике мы могли бы и вовсе не найти никакого ему объяснения, так как ей может соответствовать такая формула системы, которая вообще не выводима в ней.
Попробую пояснить про "необъяснимые явления": Проблема теоретической неразрешимости на практике сводится к тому, что когда мы определяем некое свойство объектов (конструктивно это означает, что мы создаём устройство или процедуру, определяющую наличие данного свойства у предъявленного объекта), то для некоторых объектов факт наличия данного свойства оказывается неопределим (т.е. устройство или алгоритм не заканчивают работу). "Явление" это или нет?
По-моему, не совсем, потому что само свойство определяется
теорией, т.е. факт наличия оного "в природе" независимо от нашего теоретического знания - довольно спорен.
Главное не нужно путать онтологический план и гносеологический.
Вещи не тоже самое что знание о них (мысли о них), иначе весь мир был бы порождением нашего сознания. Однако существует бытие, и бытие не есть порождение нашего сознания поскольку оно по своей сущности вообще непостижимо. (не вздумайте только бытие приравнять миру, это совершенно разные вещи; для родоначальника онтологии –Парменида, как и для всех элеатов, сказать что мир это Бытие – это повредиться в уме. Платон бы, конечно, выражался несколько мягче, но и для него – наш наблюдаемый в чувствах мир, есть не более чем «мир теней», и в отличии от «мира идей» имеет некое «не вполне достоверное» бытие).
Нам в плане познания чего бы то ни было, как и показывает Аристотель необходимо познать в любом предмете 4-е его причины, только в познании всех 4-х причин, у нас наступает состояние которое именуется «познание» т.е. у нас из незнания рождается знание. Когда рождается в человеке знание, то в нем что-то самом происходит, в нем было одно состояние «незнание» а стало состояние «знание» и такая перемена есть перемена в том, что существует реально, а потому есть перемена в реальном «фрагменте» сущего. Но так как вещи не есть мысли о них, то в самих вещах есть нечто, что отличает каждую вещь, от нашей мысли о ней. Иными словами – для любого нашего акта познания любой вещи, в самой вещи существует непреодолимая для нашего познания глубина, которая и является признаком её реальности а не измышленности нами. Это означает, что вот это вот «О- малое» всегда ускользает от любого акта познания, не схватывается им, и не может быть познано, тем более как-то там «формализовано».
Что касается «Явление это или нет?» - то явлением называется в философии все то, что дано нам в акте чувственного познания. Затем мы о том, что получили в таком акте познания начинаем строить суждение. Суждение – это уже есть то, что реализуется «в царстве разума». А в царстве разума, существует 4-е важные вопроса, на которые наш разум жаждет получить ответ, это:
1. Что это вообще такое? (сущностная причина)
2. Из чего это сделано? (материальная причина)
3. Для чего это нужно? (целевая причина)
4. Как оно работает? (движущая причина)
Например:
1. Что это такое? – Автомобиль.
2. Из чего он сделан? – из железа, резины и других материалов.
3. Для чего это нужно? – чтобы ездить на работу.
4. Как оно работает? Есть двигатель, в нем сгорает бензин, а энергия от этого сгорания передается через систему трансмиссии на колесо и заставляет его вращаться. А вообще - фиг знает, спросите у профессионалов…
И пока наш разум не получит понятные ответы на эти вопросы, он не будет удовлетворен никогда в жизни.