Добрый день.
Виктор Викторов писал(а):
"Определение IIа.
называется равным
(
) тогда и только тогда, [...]
[...] когда
. Здесь подразумевается, что ни рассматриваемое исчисление, ни рассматриваемая сигнатура не содержат символ равенства и отношение равенства вводится посредством определения. В этом случае формула
, грубо говоря, представляет собой сокращение формулы
. Кстати, насколько я помню, при таком подходе потребуются некоторые дополнительные аксиомы — чтобы обеспечить доказуемость всех аксиом равенства, принятых в исчислении предикатов с равенством. (Помнится, когда-то я изучал этот вопрос. Если это важно, дайте знать, я пороюсь в своих давних материалах.) Как бы то ни было, будем считать, что в рассматриваемой аксиоматике все же доказуемы все традиционные аксиомы исчисления предикатов с равенством.
Виктор Викторов писал(а):
Чтобы быть равными, множества должны содержать одни и те же элементы. Но сколько у нас в этом случае множеств два или одно?
Чтобы ответить на этот вопрос, его нужно формализовать. На мой взгляд, естественной формализацией фразы «совокупность, состоящая из
и
, состоит из одного множества» может служить служит формула
. Тогда фраза «совокупность из равносоставленных
и
состоит из одного множества» после перевода на формальный язык наверняка окажется доказуемой. (Я говорю «наверняка окажется», а не «окажется», так как не знаю, какие в точности аксиомы рассматриваются в обсуждаемом контексте.) Кстати, в формуле
тоже полно сокращений. В частности, в ней используется символ равенства, раскрываемый тем же способом, что и раньше (т.е. в смысле определения IIa).
Виктор Викторов писал(а):
Френкель знал, что рано или поздно этот вопрос будет задан. Он рассмотрел в книге "Set Theory and Logic" множество
и множество
всех степеней алгебраических уравнений разрешимых в радикалах. Очевидно, что
. Но также справедлива фраза "в восемнадцатом веке было неизвестно, что множество
равно множеству
".
Здесь вводятся определения двух новых термов —
и
, которые теперь не являются переменными и служат соответствующими сокращениями. Поэтому формула
— это не атомарная формула, записывающая равенство двух переменных, а формула, которая после раскрытия используемых в ней термов
и
является весьма навороченной. Обозначим эту навороченную формулу символом
. Фраза «очевидно, что
» означает, что современным математикам очевидна доказуемость формулы
, а фраза «в восемнадцатом веке было неизвестно, что множество
равно множеству
» означает, что в 18-м веке доказуемость
была открытой проблемой.
Виктор Викторов писал(а):
А заменив в этой фразе букву D на букву F, получаем абсурд (absurdity).
Никакого абсурда я здесь не вижу. Как я уже говорил, в данном контексте
и
— это не символы переменных, а определяемые термы. Формула
(которую мы обозначили символом
) является навороченной и ее доказуемость видна далеко не сразу, в то время как
— это гораздо более простая формула
, доказуемость которой (после раскрытия терма
) несомненна (и сейчас, и в 18-м веке).
Виктор Викторов писал(а):
Или, может быть, различные имена одного и того же множества?
При желании символы
и
можно называть именами. Только это не имена «множеств». Это имена (сокращения) термов, т.е. неких записей. Сейчас известна доказуемость сложной формулы, выражающей равенство двух (разных) термов
и
, а раньше доказуемость этой формулы не была известна. Так что все очень просто. Если угодно, можно сказать и так: сейчас всем известна доказуемость формулы
, а раньше это было проблемой. (Еще раз обращаю внимание на тот факт, что в данном контексте
и
— это не символы переменных, а сокращения неких довольно громоздких термов.)
Виктор Викторов писал(а):
Надо сказать, что одно непонимание рождает другое. Вот теорема о существования и единственности пустого множества.
«ТЕОРЕМА 1. Существует в точности одно пустое множество.» […] Всё, что мы получаем из аксиомы объёмности, это равенство двух пустых множеств.
Кажущееся непонимание легко устраняется должной формализацией. Надо просто формализовать фразу «пустое множество единственно». Это делается так. Сначала определим фразу «
пустое» как сокращение формулы
. Далее для произвольной формулы
с одной свободной переменной определим фразу «множество со свойством
единственно» как сокращение формулы
. Теперь ясно, как следует понимать фразу «пустое множество единственно». Она служит сокращением формулы
. Теорема 1 «по сути» и есть формула
. (В теореме 1, правда, утверждается как единственность, так и существование, но это уже несущественная деталь.) Как видите, после формализации все неясности исчезают.
Виктор Викторов писал(а):
Кстати, и сама теорема «Существует в точности одно пустое множество» в части единственности повернулась ко мне другой стороной. Каждое множество единственно, а не только пустое.
Опять-таки чтобы ответить на вопрос, его нужно формализовать. В данном случае нужно формализовать фразу «каждое множество единственно». Откровенно говоря, я не вижу глубокого смысла в этой фразе. На ум приходит только тривиальная формула
или, что почти то же самое,
. Если Вы действительно имели в виду что-то похожее, то, как видите, какой-либо существенной аналогии с единственностью пустого множества тут нет. Пустое множество — это множество, удовлетворяющее некоторому фиксированному условию. Поэтому можно говорить о единственности пустого множества как множества, удовлетворяющего этому условию. Говорить же о единственности «любого» множества странновато, так как в этом случае у нас нет фиксированного условия и прежний подход к раскрытию термина «единственное» применить не удается.
Виктор Викторов писал(а):
Смысл в другом: существуют различные множества каждой мощности кроме нулевой, но существует только одно множество мощности нуль.
В обсуждаемых фразах не было речи о мощностях, так что едва ли это объяснение можно счесть «ожидаемым». Смысл фразы о единственности пустого множества раскрывается формулой
«
пустое»
«
пустое»
с должным раскрытием закавыченных сокращений.
Виктор Викторов писал(а):
Буду рад Вашему ответу. Думаю, что его есть смысл опубликовать на сайте
Пожалуйста, распоряжайтесь моим текстом по своему усмотрению. Я не буду возражать, если Вы его опубликуете на dxdy.