Ну хорошо, вот очищенный вариант (в смысле максимально удалённый от поиска точки вращения).
Итак: пусть
-- длина участка стержня от точки приложения внешней силы до неподвижной точки и
-- длина оставшегося участка. Пусть
-- внешняя сила, приложенная к концу стержня (естественно, перпендикулярно ему);
-- сила трения для участка от точки поворота до точки приложения внешней силы и
-- сила трения для оставшегося участка.
Тогда, прежде всего,
, а фактически будем считать, что
, ведь ответ-то заведомо пропорционален
, умножить на которое мы всегда успеем.
Далее,
-- условие неускорения поступательного движения.
Теперь (у нас есть уж два уравнения, не хватает лишь одного) чуть более деликатный момент, связанный с равенствами моментов сил. Исходим из того, что силы трения с точки зрения моментов эффективно приложены к серединам отрезков, на которых они действуют (это формально обосновывается соотв. интегрированиями, и будем считать, что мы их уже провели). Т.е.:
. А учитывая пропорциональность
и
длинам участков, к которым они приложены, получаем
.
Ну теперь собираем всю систему:
-- и с большей или меньшей степенью тупости решаем.
А как ещё проще -- я не в курсе.