Задача, была, кажется, сформулирована так: имеется
кг воды при температуре
, ее нагревают, пропуская через нее
кг водяного пара при температуре
. Требуется найти конечную температуру воды
.
Видимо, надо предположить, что тепло в окружающее пространство не теряется, а пар, проходя через воду конденсируется. Или можно сказать вообще так: у нас есть некий теплоизолированный ящик, внутри него перегородка, разделяющая воду и пар. Перегородку убирают, найти конечную температуру воды в ящике (массы и температуры таковы, что весь пар сконденсируется). Во всяком случае, меня интересует именно такая постановка задачи.
Мне казалось, что задачка - из серии "для спинного мозга", достаточно приравнять количество теплоты, отданное паром при конденсации и сконденсировавшейся из него 100-градусной воды при охлаждении до конечной температуры к количеству теплоты, необходимому для нагрева холодной воды до конечной температуры:
(
- удельная теплота парообразования,
- удельная теплоемкость воды) и найти
. Задачку у меня спросила младшая сестра, мы ее подробно разобрали, она стала считать в числах --- не сошлись с ответом, ощутимо (градусов на 6).
Я решил спросить на всякий случай у друга (он все-таки МФТИ заканчивал, у меня и от школьной физики в голове уже мало что осталось). И вот тут началось самое интересное. Он мне сказал, что так решать нельзя, а решать надо так:
Рассмотрим малую масу пара
. Пусть она повышает температуру воды на
. Имеем уравнение
в котором член
имеет второй порядок малости, а потому им можно пренебречь. Отбрасывая его и интегрируя левую часть по пару (
меняется от 0 до m_2), а правую часть по температуре (
меняется от
до
), получаем:
и итоговая температура должна считаться отсюда. Условия задачи с числами у меня уже не было, так что проверить, сойдется ли с ответом у него, я не могу. В конце концов, и бог бы с ним, я уже не в школе, а сестре это вообще безразлично
Вопросы:
Кто прав? Мне, конечно, кажется, что я. У меня есть закон сохранения энергии, я использую его, и меня не интересует, как там в деталях протекал процесс. Я всегда могу взять внутренние энергии пара и воды в начальный момент, в конечный момент и приравнять их изменения друг другу. Если я не прав, то в чем? Если не прав мой товарищ, то где у него мошенничество? ( на мой взгляд, неоправданно считать, что малая масса пара нагрела всю массу холодной воды, да и вообще все его решение выглядит как-то подозрительно; то, что кунштюки такого типа объяснить десятикласснику непрофильной школы невозможно, не в счет). Мне, однако, сказали, что все задачи якобы именно так и решаются.