Не знаю, где как, а у нас в НГУ, по моему мнению, вот что плохо. Первокурсников учат, что для
число
называется супремумом
, если
является верхней гранью
и для любого
отрезок
содержит элементы
.
С одной стороны, оно, конечно, эквивалентно нормальному человеческому определению точной верхней грани (
есть верхняя грань для
и для любого
, являющегося верхней гранью для
, справедливо
). Но беда в том, что это дурацкое
у них потом на долгие годы застревает в мозгах и создаёт им кучу неудобств. Перечислю лишь некоторые.
1) Приходится давать отдельное определение для бесконечного супремума, в то время как нормальным способом всё проходит на единый манер.
2) Та же ерунда с
и
. Если изначально отталкиваться от епсилонов, то эти соглашения выглядят довольно искусственно, в то время как при "порядковом" подходе указанные равенства возникают естественным образом.
3) Если мы начинаем преобразовывать множества, сохраняя порядок, то сумма при таких преобразованиях может трансформироваться довольно сложным образом. В связи с чем при доказательстве того, что супремум образа не больше образа супремума, начинается неприятная возня с эпсилонами. В то же время если определять супремум только в категориях порядка, то доказательства выглядят гораздо проще.
4) Когда в других предметах потом появляется номальное определение супремума, оно воспринимается с большим трудом, поскольку глаза не видят вбитых в голову раз и навсегда епсилонов и левых епсилон-окрестностей. В частности, для среднего второкурсника осознать, что наименьшее общее кратное натуральных чисел
--- это всего лишь супремум множества
с порядком-отношением делимости --- бааальшая проблема и великий подвиг! Или, более насущно: для семейства множеств супремум этого семейства (относительно порядка по включению) равен объединению. С множествами-подмножествами всё-таки много приходится работать, вся математика на них основана
5) Начерта вообще пользоваться лишними сущностями без необходимости? Если можно дать определение только через порядок, зачем, всё равно используя этот порядок, привлекать ещё и сложение/вычитание? Уильям Оккам бы не одобрил
Были ещё какие-то замечания, но сейчас из головы вылетели. Вспомню --- допишу.
Далее, после супремумов-инфимумов... Начерта давать определение
-окрестности? Оно не только не полезно, но, более того, вредно. Во-первых, непрерывность потом невозможно обобщить с метрических пространств на топологические, приходится давать новые определения и тратить время на привыкание к ним. Во-вторых, ладно бы эта возня с епсилонами и дельтами помогала бы хотя бы вначале, но ведь нет: она опять же лишь мешает, неоправданно усложняя доказательства!
Предлагаю вводить определения следующим образом:
Окрестностью (ну или
базовой окрестностью, если хотим сохранить термин для позднейшего употребления в смысле "произвольный элемент фильтра окрестностей") точки
называется всякий интервал
такой, что
.
Окрестностью точки
называется множество вида
для
. Число
называется
пределом последовательности , если для любой окрестности
точки
найдётся
такое, что
для всех
(или, что даже короче и нагляднее:
, если любая окрестность
содержит почти все члены последовательности, "почти все" в смысле "все за исключением конечного числа"). Число
называется
пределом функции в точке
, если любая окрестность точки
содержит образ некоторой проколотой окрестности точки
. Ну и далее в том же духе, с тотальным запретом на епсилон-дельта язык
У меня, конечно, нет практики преподавания матана, но мне почему-то кажется, что с таким подходом всё станет проще и будет лучше восприниматься. По крайней мере, Демидович в этом плане хороший показатель: большинство задач из начала книги решаются куда проще и изящнее, если держать в голове только общее слово "окрестность" и ничего не знать про
и
.
Единственное, с чем, наверное, возникнет неудобство --- это понятие равномерной непрерывности. Но и тут, по ходу, можно прекрасно обойтись без епсилонов и дельт. Что-нибудь вроде следующего: функция
равномерно непрерывна, если для любой окрестности нуля
существует окрестность нуля
, такая что
для всех
из области определения
.
-------------------------------------------
Короче ладно, что-то я чересчур
полез в чужой огород много пишу про предмет, практики преподавания которого у меня, в общем-то, и нету. Будет интересно послушать профессионалов, если таковые пожелают высказаться.