bot писал(а):
оставляя в стороне проверку условий его применимости
…
не говоря уже о том, что может давать сбой - в случаях, когда предела отношения производных нет, студент часто заявляет, что и исходного предела нет
Я считаю, что это один из дефектов обучения — когда студенты не понимают границ применимости метода. Это же замечательно, что можно как следует выпороть на правиле Лопиталя. Я, например, люблю гонять по области определения функции.
Что касается универсальных методов, то (в пределах области применимости) у них есть большое достоинство перед специальными. Их можно применять, не думая. Оставляя творческую работу на остальные части проблемы (которая часто не сводится к правилу Лопиталя или неравенству Коши-Буняковского).
А что касается порочного круга, то если приглядется, нет его. От доказательства никто не требует, чтобы оно не опиралось дважды на один и тот же факт. Не требуется и минимальное по полной длине доказательство. Да, вычисление производной сводится к замечательному пределу. Да, этот предел можно применить непосредственно. Ну и что? Это отменяет применимость правила Лопиталя? Или правильность вычисленной производной? Мы же не пытаемся обосновать замечательный предел через производную (это был бы порочный круг).