2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Математика и самообразование
Сообщение12.10.2010, 19:27 
Часто приходится слышать, как достаточно известные люди бросают школы, университеты, при этом доучиваются самостоятельно. Часто это можно понять, образовательные учреждения так или иначе ориентируются на некую среднюю скорость обучения, иначе процент закончивших был бы мизерным.

Недавно читал биографию Шафаревича, который начал сдавать экзамены экстерном на мехмате будучи школьником, и был зачислен на последний курс. Так вот, в случае математики (учитывая, что и МГУ явно не "среднее" высшее учебное заведение в те времена), как такое возможно? Ведь математический учебный процесс состоит в решении большого числа задач - как из учебников освоить приёмы решения, как убедиться, что решил правильно? Кто укажет на более короткий способ решения?

Какова, на ваш взгляд, роль учителя на университетской стадии математического образования, особенно в наше время информационной насыщенности?

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение13.10.2010, 11:28 
Bananen писал(а):
Какова, на ваш взгляд, роль учителя на университетской стадии математического образования, особенно в наше время информационной насыщенности?

Могу рассказать про преподавателей мехмата МГУ, когда я был там студентом. Их цель была создавать определенный темп и уровень образования, а также обеспечить заданный минимум усваиваемых знаний. А более конкретно, гонка была на пределе физического срыва. На моей памяти один парень попал в Кащенко, через год восстановился, опять срыв – пришлось забыть про математику вообще. Сколько учился, всегда мечтал, вот закончу мехмат и смогу наконец-то спокойно изучать математику: «с чувством, с толком, с расстановкой» :) . Спортивный темп это конечно хорошо, но на эстетическую сторону науки времени уже абсолютно не остается. Однако, когда перестали пинать ногами «в одно пикантное, не побоимся этого слова импозантное место» :) , скорость приобретения новых знаний снизилась очень существенно. Может тут виной был кризис 90-х годов, только я понял одно, что самостоятельно можно и за 10 лет не получить то, что получишь за пару лет учебы в университете. Так что самостоятельное образование, по-моему, это отчасти фикция. С трудом себе представляю силу волю, какую надо иметь, чтобы пройти самому все уровни образования за 5 лет мехмата МГУ. А то будет как с иностранными языками – выучил словарный объем Эллочки Людоедки (из 19-ти слов) и типа языком уже владеешь :) .

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение13.10.2010, 11:30 
Bananen в сообщении #361389 писал(а):
Часто приходится слышать, как достаточно известные люди бросают школы, университеты, при этом доучиваются самостоятельно. Часто это можно понять, образовательные учреждения так или иначе ориентируются на некую среднюю скорость обучения, иначе процент закончивших был бы мизерным.

Недавно читал биографию Шафаревича, который начал сдавать экзамены экстерном на мехмате будучи школьником, и был зачислен на последний курс. Так вот, в случае математики (учитывая, что и МГУ явно не "среднее" высшее учебное заведение в те времена), как такое возможно? Ведь математический учебный процесс состоит в решении большого числа задач - как из учебников освоить приёмы решения, как убедиться, что решил правильно? Кто укажет на более короткий способ решения?

Какова, на ваш взгляд, роль учителя на университетской стадии математического образования, особенно в наше время информационной насыщенности?

Англичане в таком случае отвечают "it depends", а израильтане - "зэ талУй" (буквально: "это зависит").
Я к тому, что люди - разные. Кому-то учитель может только помешать. Вы слыхали, например, о Рамануджане (вот ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1% ... 0%BE%D1%80)?

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение14.10.2010, 17:55 
Xenia1996 в сообщении #361562 писал(а):
Я к тому, что люди - разные. Кому-то учитель может только помешать. Вы слыхали, например, о Рамануджане...
Из биографии Рамануджана никак не следует, что учителя ему помешали. Именно период, когда он работал с Харди в Кембридже, был для Рамануджана наиболее плодотворным.

Люди - конечно же разные, но большинству (в т.ч. мне) не хватает воли даже на ежедневную 15-минутную утреннюю зарядку. А вот изучить нужный раздел университетского курса математики - вполне посильная задача.

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 10:50 
Аватара пользователя
Scholium в сообщении #361560 писал(а):
Сколько учился, всегда мечтал, вот закончу мехмат и смогу наконец-то спокойно изучать математику: «с чувством, с толком, с расстановкой» :-)

Я скоро закончу своё обучение математике и я тоже сейчас так думаю :-) У меня есть сила воли :-)

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 11:17 
Таня Тайс писал(а):
Scholium писал(а):
Сколько учился, всегда мечтал, вот закончу мехмат и смогу наконец-то спокойно изучать математику: «с чувством, с толком, с расстановкой» :-)

Я скоро закончу своё обучение математике и я тоже сейчас так думаю :-) У меня есть сила воли :-)

Важна не столько сила воли, тем более если есть удовольствие от изучения математики, сколько востребованность математика, как профессионала. Когда я начал работать после мехмата, в это время усилено разваливали Советский Союз. Наука перестала быть востребованной. Поэтому пршлось переквалифицироваться в программиста, поскольку это еще пользовалось спросом из-за интенсивного развития компьютеризации. В наших краях, до сих пор, математик, как исследователь, не востребован. А преподование ради неизвестно чего, мне не интересно. А что Вы думаете насчет своего собственного будущего спроса :roll: ?

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 11:28 
Аватара пользователя
Scholium в сообщении #362856 писал(а):
А что Вы думаете насчет своего собственного будущего спроса :roll: ?

Я уже сейчас работаю - решаю уравнения в частных производных с помощью численных методов - надеюсь продолжить этим заниматься и по окончанию ...

Вам помешало отсутствие мотивации или свободного времени?

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 16:50 
Таня Тайс писал(а):
Я уже сейчас работаю - решаю уравнения в частных производных с помощью численных методов - надеюсь продолжить этим заниматься и по окончанию ...

Вам помешало отсутствие мотивации или свободного времени?

После распределения из мехмата МГУ я попал в научно-производственное объединение, где был востребован по своим двум высшим образованиям на все 100%. Там было 5-6 докторов наук и около 40 кандидатов наук, но конкуренции они мне составить не могли. Работы было на любой вкус. Можно было заняться теоретическим обоснованием той прикладной науки, в которой я работал (за несколько десятилетий развития серьезных результатов там было очень мало). Занимался также математическим и компьютерным моделированием, оптимизацией технологии работ, планированем экспериментов (на которых опускалось немеренное количество денег, но осваивать их едва успевали). Карьера мне была обеспечена сногсшибательная. Если бы не развал СССР. Финансирование науки полностью прекратилось, зарплату платить практически перестали, ну и прочие Гайдаровские "прелести". К счастью начинался компьютерный бум и постепенно стали нужны программисты, чем я и воспользовался. В последнее время появилось свободное время (как я говорю, сначала я работал на свои программы, а теперь программы работают на меня :roll:). Начал потихоньку заниматься свободным творчеством (свои сайты и статьи по программированию и даже, после 20 лет забвения, написал свою первую свою статью по математике :roll:. В принципе, различных идей, много, в том числе по теорфизике. Обычно все упирается в настроение. Не исключенно, что продолжу поддержку собственных сайтов с програмистско - научным уклоном :roll:.

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 19:30 
Аватара пользователя
Scholium в сообщении #362948 писал(а):
Обычно все упирается в настроение.

Вот именно. Совсем бросить математику после получения диплома - это как предательство самого себя IMHO.



Scholium в сообщении #362948 писал(а):
сначала я работал на свои программы, а теперь программы работают на меня

ну это классика

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение17.10.2010, 21:07 
Scholium в сообщении #362948 писал(а):
...где был востребован по своим двум высшим образованиям на все 100% ... Там было 5-6 докторов наук и около 40 кандидатов наук ... Можно было заняться теоретическим обоснованием той прикладной науки, в которой я работал ... за несколько десятилетий развития серьезных результатов там было очень мало...
:D

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение19.10.2010, 00:11 
Аватара пользователя
Yuri Gendelman в сообщении #362052 писал(а):
Из биографии Рамануджана никак не следует, что учителя ему помешали. Именно период, когда он работал с Харди в Кембридже, был для Рамануджана наиболее плодотворным.

Угу, если не считать, что то самый Харди ни разу не поинтересовался как Рамануждан существует в быту. А ведь скажи он ему, что одеялами нужно укрываться, а не спать на них поверху - глядишь, и не помер бы гений...

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение19.10.2010, 11:38 
Утундрий в сообщении #363445 писал(а):
А ведь скажи он ему, что одеялами нужно укрываться, а не спать на них поверху - глядишь, и не помер бы гений...

(Оффтоп)

Слушайте, а это ведь идея! У нас тридцатиградусная жара стоит, а я, блондинка эдакая, одеяло в шкафу держу до лучших времён. А, оказывается, надо просто постелить его и лечь поверху. :mrgreen:

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение20.10.2010, 16:57 
Утундрий в сообщении #363445 писал(а):
Угу, если не считать, что то самый Харди ни разу не поинтересовался как Рамануждан существует в быту. А ведь скажи он ему, что одеялами нужно укрываться, а не спать на них поверху - глядишь, и не помер бы гений...
:-)
Интересоваться, правильно ли используется одеяло, подшит ли чистый подворотничок и т.п. - это обязанность ротного старшины, а не научного руководителя.

Xenia1996 в сообщении #363519 писал(а):

(Оффтоп)

Слушайте, а это ведь идея! У нас тридцатиградусная жара стоит, а я, блондинка эдакая, одеяло в шкафу держу до лучших времён. А, оказывается, надо просто постелить его и лечь поверху. :mrgreen:

(Оффтоп)

Протрется же! Пусть лучше до зимы в шкафу полежит. Зимой то у вас там не +30.

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение20.10.2010, 17:15 
Аватара пользователя
Xenia1996 в сообщении #361562 писал(а):
Кому-то учитель может только помешать.


Например, мне :-) В своё время система образования выбила у меня желание что-либо изучать примерно лет на 7-8, потому что большинство учителей, которых я встречал были настолько жалкие и убогие и на любой вопрос они с раздражением отвечали "так надо", "просто заучи это". Вижу сейчас студентов шаражек, они из себя в лучшем случае представляют абсолютный нуль, а чаще минус. Только учеба в самых топовых университетах может что-то сказать об учащемся, и то наверное не всегда.

Единственный правильный учитель по математике с которым я общался сказал мне, что большинство учеников вышедших из школы абсолютно не умеют думать и переучивать их уже не реально, так как единственное что они умеют это бездумно заучивать текст.

То что я написал выше не обсуждается, так как я насмотрелся на горе выпускников.

Суть вышеизложенного: Лучше полное отсутствие каких-либо учителей, чем плохой учитель. То есть только учитель с квалификацией выше среднего может дать обучение лучше, чем самообразование (т.е. или нужно искать очень хорошего учителя или вообще не искать никакого учителя).

 
 
 
 Re: Математика и самообразование
Сообщение20.10.2010, 18:41 
Yuri Gendelman в сообщении #363947 писал(а):

(Оффтоп)

Протрется же! Пусть лучше до зимы в шкафу полежит. Зимой то у вас там не +30.

(Оффтоп)

C чего бы оно протёрлось? Сексом я пока ещё не занимаюсь, во сне не ворочаюсь, потею не сильно.

 
 
 [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group