Вопрос на грани математики, а большей частью за гранью. Статистика каждый день перед глазами у каждого участника форума: в одной теме мало ответов, мало просмотров, там все идет вяло, тема чахнет с самого рождения, а в другой теме ответов и просмотров много, иногда очень много, там все кипит и булькает, тема популярная. Почему? Причины бывают разные, иной раз противоположные. В одной теме вопрос был занятный, сошлись большие асы матанализа, показывают высший пилотаж, изощряются в мастерстве и ловкости, публика видит знакомые имена, сбежалась посмотреть, зрелище интересное и поучительное. В другой теме вопрос был наивный, топикстартер непонятливый, разговор получается комический, несуразный, но публика и на этот раз сбежалась — такого и в цирке за рупь не покажут. Очень весело!
Конечно, за этим скрыто много замысловатых вопросов — почему в одном случае умнейшие люди разбирают глубокую проблему, а все равно скучно, а в другом случае это интересно; почему одна глупость ничуть не веселит и не развлекает, а другая глупость вызывает самый неподдельный, искренний и веселый интерес. Здесь вопросы тонкие, их не сведешь к какому-то простому объяснению — скажем, популярность темы вызвана тем, что эта тема одна из труднейших в вузовском курсе, студенты на нее слетаются.
Но самый таинственный вопрос такой: откуда уважаемая публика все знает? Откуда Иванов, Петров и Сидоров, которые в тему еще не заглядывали, знают, что в нее надо заглянуть? Откуда они знают, что там происходит цирк? Или наоборот, совсем не цирк? Где источник информации?
Похожий случай из другой области. Издатель предлагает книготорговцу часть тиража книги, тот смотрит с сомнением, потом отвечает задумчиво, что сто пачек не возьмет (в пачке десять экземпляров), возьмет пока только двадцать пачек на пробу. Если до праздников, за ближайшие три дня, восемь пачек разлетятся (распродадутся), то после праздников продажа пойдет хорошо, не разлетятся — значит, книга повисла навсегда. Издатель прямо стонет: откуда они, сволочи, знают, что книгу не надо покупать? Не те, которые уже купили, а как раз те, кто в нее не заглядывал?
А в самом деле — откуда? Писем друг другу не пишут, рецензий в журналах еще не было. Однако все знают. Как передается информация? Если кто-то умеет это объяснить, может быть, поделится своими соображениями.
С уважением, Лев Магазаник
|