никто никогда не пытался сформулировать определение обучения и обучаемости самих по себе
В чём проблема? В определении? Обучение всегда предполагает осознанную связь ученика с учителем. Как в случае с медведем на велосипеде. Обучение ближе к термину дрессура. А инстинкты (условные или безусловные) принадлежат к категории адаптации к внешним условиям. Тараканы, вряд ли знали кто виновник их неудобств в опыте с эл.током, они приспосабливались. Их школа выживания всегда окружающая среда, но не конкретный учитель.
В ролике с пауками сказано, что 400 млн. лет назад пауки уже умели адаптироваться. Кто-то из них за это время перестал плести паутину вообще, кто-то усложнил конструкцию, а кто-то оставил без изменений. Они выживали 400 000 000 лет. Задача с нитками (читай: упавшим мусором) в паутину для них не из новых. Вариабельность решений задачи не есть признаком талантов при обучении. Это опыт времени выживания.
Итог: кто старше - тот умнее. Мухи старше шмелей, значит, опыт больше.
Обучаться насекомые не могут, а вот адаптироваться научились превосходно.
А в опыте наркотического опьянения паука объяснение простое: "Ну не шмогла я ... не шмогла!"
А вот через пол-часа - пожалуйста. Мне тоже пришлось провести похожий опыт. Дихлофосом "без запаха" я, наивно, попытался вывести крестовиков, досаждавших мне в одно лето. Где-то через час-два пауки приходили в норму. А я то надеялся что их погубил. Увы, не всё так просто.