Что-то еще необходимо нам для того, чтобы получать-то здесь какие-то всесторонние не то чтобы обсуждения, но что-то еще при этом сделать. Как-то важно это для всех, причем-то это ведь не просто так нужно. Что-то здесь не так ведь происходит.
Мне-то хотелось бы что-то здесь обсудить не просто так, но что-то еще при этом и как-то получить новое.
Как-то так сделано в природе самих фракталов, что что-то есть не только в их математическом описании для нас интересное.
И это-то нужно нам здесь, чтобы представить не то чтобы действие каких-то общих принципов, но сделать пока так: рассмотреть отдельные некоторые геометрические принципы и с их помощью попробовать не обобщить, но по иному взглянуть на области, которые фракталы к себе привлекают.1. Золотая пропорция Что-то, связанное с золотым сечением, может быть как-то представлено в такого рода задачах, как фрактальные отображения.
Золотое сечение – понятие многогранное, встречающееся во многих сферах нашей жизни. Его можно встретить, например, в пропорциях тел животных или строении растений, а можно увидеть и в строении космоса. Самые разные науки от психологии до более точных технических наук, предметы скульптуры, живописи и иных искусств дают нам наглядные примеры золотого сечения.
Один из подходов к изучению сущности живой и неживой природы заключается в выявлении в них встречаемых видов симметрии. Как считают многие специалисты, в живых организмах, в отличие от большинства неживых, используется так называемая "пентагональная" симметрия, напрямую связанная с золотым сечением.
Процесс
, где
и
- комплексные числа, порождает на комплексной плоскости целые миры сложных самоподобных структур.
Несмотря на кажущуюся простоту вышеприведенной формулы, образ
первоначальной точки
определяется достаточно непросто:
В компьютерной графике используется окрашивание в различные цвета точки
в зависимости от того, в какой диапазон значений попадает образ
исходной точки за некоторое выбранное число итераций.
На действительной оси для
имеем
, поскольку
, таким образом, золотое сечение
является неподвижной точкой данного фрактального отображения.
2. Вихрь (логарифмическая спираль) Такие природные формы, как раковины моллюсков и другие – все они представляют собой золотые спирали (золотая спираль – частный случай логарифмической спирали, вихря).
Основу фрактального мироздания также составляют вихри, подобно космическим вихрям Декарта, заполняющие всю фрактальную плоскость.
Для демонстрации этого утверждения рассмотрим два отображения на комплексной плоскости:
1)
- степенная функция ;
2) фрактальное отображение
.
Легко видеть, что первый оператор порождает на комплексной плоскости логарифмическую спираль. Действительно, для некоторой начальной точки
, имеющей полярные координаты
(здесь
– полярный угол), применение оператора (т.е. возведение ее в степень) дает
, где
.
Обозначив полярные координаты точки
через
, получим
, отсюда
.
Тогда
или для непрерывного увеличения параметра
:
.
Эта функция
определяет логарифмическую спираль – траекторию точки
на комплексной плоскости при возрастании параметра
.
Фрактальное отображение (2) есть некоторая сумма степенных функций вида (1) с различными коэффициентами, в некотором роде суперпозиция вихревых пространств.
3. Самоподобие Говорят, что объект самоподобен, если его можно воспроизвести путем увеличения какой-то его части. В природе самоповторение происходит на достаточно больших масштабах. Так, край облака может повторять свою клочковатую структуру от 10 км до 0,1 мм, т.е. самоподобие соблюдается в масштабе
. Облака в межзвездном пространстве, вдали от гравитационных полей соседних звезд самоподобны в еще больших масштабах – до
.
Сложный фрактал может содержать множество самоподобных фрагментов.
Элементом-основанием фрактального мироздания является логарифмическая спираль. Этот элемент самоподобен и, в дополнение к этому, обладает рядом интересных математических свойств. В теоретической механике и механике сплошных сред мы также встречаем эту замечательную кривую.
Как-то все это вышесказанное (пп.1-3) не так уж очень-то нам интересно, поскольку это-то известные вещи. А мы-то хотим сделать здесь иное – что-то еще услышать о новых областях от тех, кто может говорить об этом.