Я бы хотел, чтобы получение личных материальных благ, была не единственной задачей (и даже не первой) цивилизованного человека.
Тут Вы ничего нового не придумали. Поищите в инете про "пирамиду Маслоу": то, что мы называем "материальными благами" лежит на нижнем из её пяти уровней. Если человек не обеспечен этим, то для него всё остальное не может быть актуальным. Но, естественно, все бы мы хотели, чтобы наши проблемы ограничивались верхними уровнями пирамиды: всяческими творческими "самореализациями" и т.п. Это просто означает другой уровень удовлетворения потребностей: Человек уже не думает о том, что бы ему пожрать, потому что сыт. И не думает о том, что бы ему одеть, потому что с одежной у него нет никаких проблем. И не думает где бы прилечь отдохнуть, потому что у него есть нормальный дом и постель.
Но почему Вы заговорили о "высших ценностях" в контексте обсуждения таких экономических понятий как собственность и способы хозяйствования? Экономика в первую очередь занимается материальными благами, такая уж у неё функция, ничего не попишешь. Так же, как гельминтология занимается червями, хотя Вам, может быть, захотелось бы говорить о бабочках.
Я бы хотел, чтобы у людей был бы более широкий кругозор, чем граница своего дачного участка.
А какое Вам дело до моего (или моего соседа по даче) кругозора, когда обсуждаются чисто экономические вопросы: как управлять общественной собственностью товарищества? Может мой мосед - тонкий знаток восточной поэзии? Какое это имеет отношение к тому, как он будет участвовать в принятии и исполнении решения о строительстве общей дороги?
А Вашего хозяйственного соседа, который "бережно относится к своему имуществу и прежде чем что-то купить - семь раз подумает, нельзя ли найти подешевле", но с целью сэкономить копейку выбросит свой мусор Вам под забор, не считаю ни нормальным хозяином, ни просто разумным человеком.
Он, как разумный человек, этого не сделает, ибо за это его накажут.
Так что, бережливость, совершенно недостаточное качество для признания человека разумным.
В экономике разумность определяется достаточно чётко: Если каждое из возможных решений имеет определённую ценность для человека, то разумный человек будет действовать таким образом, чтобы максимизировать эту ценность.
Управление общественной собственностью заключается не только в проведении общих собраний, но и реализацией их решений. В том числе и принудительными методами.
Ха-ха. Какие Вы принудительные методы предложите? На собранные членские взносы нанять бандитов, которые побьют неплательщика и отберут у него кошелёк? Или дом ему сжечь? По закону неплательщику членских взносов можно максимум электричество и воду отключить. А с тем, кто не захочет целевой взнос уплатить, вообще ничего сделать нельзя.
К тому же имейте в виду, что проблема не только в том, чтобы исполнить решение собрания, но и в том, чтобы его принять. Хотя всех постоянные отключения электричества уже задолбали, но решение не принимается, потому что слишком многих "сумма не устраивает". Это
известная в экономической науке проблема общественных благ: они систематически недопроизводятся (до того уровня, который является оптимальным для общества в целом). Мы сейчас уже подумаем о том, чтобы сделать новую подводку только для тех, кто готов платить, а остальным поставить ограничители.
И еще раз: не противопоставляйте общественное управление и рыночную экономику. Это вещи вполне совместимые. Все дело в пропорциях и балансе.
Рыночная экономика - это общее понятие. В экономической науке есть и теории рынков совершенной конкуренции, и раздел экономики общественного сектора (теорема Кеннета Эрроу относится как раз к этому разделу, а точнее - к его подразделу, именуемому "теория общественного выбора"), и ещё много чего. Я здесь говорил только о том, что общественная собственность неэффективна сравнительно с частной, поэтому не нужно тащить её туда, где можно обойтись частной собственностью.
Хотелось бы, чтобы общество больше вкладывалось в исследования, высокие технологии.
Но вот это - в подавляющей степени то же самое "наполнение мусорного ведра".
Я так не считаю. По моим понятиям, это - работа на благо будущих поколений.