Хм... Вы предложили обсудить цитату именно из "Рассуждение о методе,..". Если оттуда не следует, что он "подразумевал именно персонализированного бога", то приведите его (Декарта!) цитаты, из которых это следует. Иначе нет предмета для обсуждения (см. название темы).
Вот:
Цитата:
Ибо разум вовсе не требует, чтобы все подобным образом видимое или воображаемое нами было истинным, но он ясно указывает, что все наши представления или понятия должны иметь какое-либо основание истины, ибо невозможно, чтобы Бог, всесовершенный и всеправедный, вложил их в нас без такового.
Вот значение слова:
Цитата:
(Иов 34.17) -- одно из имен Бога, показывающее его высшую, абсолютную праведность и справедливость
Вы привели цитату из Планка где явно указан контекст: "С позиций естествознания против этого представления нечего возразить, потому что вопросы этики, как мы уже подчеркивали, вовсе не входят в его компетенцию.", но обсуждать (и интерпретировать цитату) в этом контексте - отказываетесь. Ваше право, но получается, что вы "сам себе злобный буратино".
Мне не нравится именно следующее:
Цитата:
Она одна может дать нам внутреннюю опору и устойчивый душевный мир, который мы должны расценивать как наивысшее жизненное благо; если мы Богу, помимо его всемогущества и всеведения, припишем еще атрибуты благости и любви, то обращение к Нему в полной мере способно дать человеку, ищущему утешения, надежное чувство счастья. С позиций естествознания против этого представления нечего возразить, потому что вопросы этики, как мы уже подчеркивали, вовсе не входят в его компетенцию.
То есть выражаясь прямолинейно это называется заниматься неприкрытым самообманом. Конечно же наука против такого ничего не имеет, так как она занимается поиском истины (но не абсолютной истины).
Но я не понимаю, как учёный такого высокого ранга может приветствовать самообман?