Хотелось бы продемонстрировать на примере не очень известного стихотворения Н. Заболотского некоторую особенность стихосложения, которая на мой взгляд и делает из рифмованных строчек подлинную поэзию. Скорее всего она, эта особенность, "обсосана" филологами, я же определил бы ее как некое фонетическое доминирование или солирование определенного звука(гласного или согласного) на протяжении нескольких (трех -четырех) строчек стиха, то есть, более частое его повторение в основном на сильных слогах, сменяемое следующим солирующим звуком. В предложенном примере солирующие звуки выделены жирным шрифтом, их последовательность примерно следующая Р - Н - Л - З,С - О - У,Ю - И,Е - А,Я сходные по звучанию буквы могут естественно группироваться, границы смены доминанты могут быть сильно размыты
Приближался апрель к середине, Бил ручей, упадая с откоса, День и ночь грохотал на плотине Деревянный лоток водосброса.
Здесь, под сенью дряхлеющих ветел, Из которых любая -- калека, Я однажды, гуляя, заметил Незнакомого мне человека.
Он стоял и держал пред собою Непочатого Хлеба ковригу И свободной от груза рукою Перелистывал старую книгу.
Лоб его бороздила забота, И здоровьем не выдалось тело, Но упорная мысли работа Глубиной его сердца владела.
Пробежав за страницей страницу, Он вздымал удивленное око, Наблюдая ручьев вереницу, Устремленную в пену потока.
В этот миг перед ним открывалось То, что было незримо доселе, И душа его в мир поднималась, Как дитя из своей колыбели.
А грачи так безумно кричали, И так яростно ветлы шумели, Что, казалось, остаток печали Отнимать у него не хотели.
Мне кажется, эта особенность чрезвычайно характерна для Пушкинского стиха, имхо очень слаба у Лермонтова, что делает большинство его стихов просто рифмованными строчками. Бывает эта особенность и гипертрофированной, например, у А.Л. Барто :)
|