2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2  След.
 
 Об одной особенности стихосложения
Сообщение08.04.2010, 17:13 
Хотелось бы продемонстрировать на примере не очень известного стихотворения Н. Заболотского некоторую особенность стихосложения, которая на мой взгляд и делает из рифмованных строчек подлинную поэзию. Скорее всего она, эта особенность, "обсосана" филологами, я же определил бы ее как некое фонетическое доминирование или солирование определенного звука(гласного или согласного) на протяжении нескольких (трех -четырех) строчек стиха, то есть, более частое его повторение в основном на сильных слогах, сменяемое следующим солирующим звуком. В предложенном примере солирующие звуки выделены жирным шрифтом, их последовательность примерно следующая Р - Н - Л - З,С - О - У,Ю - И,Е - А,Я сходные по звучанию буквы могут естественно группироваться, границы смены доминанты могут быть сильно размыты



Приближался апрель к середине,
Бил ручей, упадая с откоса,
День и ночь грохотал на плотине
Деревянный лоток водосброса.


Здесь, под сенью дряхлеющих ветел,
Из которых любая -- калека,
Я однажды, гуляя, заметил
Незнакомого мне человека.


Он стоял и держал пред собою
Непочатого Хлеба ковригу
И свободной от груза рукою
Перелистывал старую книгу.


Лоб его бороздила забота,
И здоровьем не выдалось тело,
Но упорная мысли работа
Глубиной его сердца владела.


Пробежав за страницей страницу,
Он вздымал удивленное око,
Наблюдая ручьев вереницу,
Устремленную в пену потока.


В этот миг перед ним открывалось
То, что было незримо доселе,
И душа его в мир поднималась,
Как дитя из своей колыбели.


А грачи так безумно кричали,
И так яростно ветлы шумели,
Что, казалось, остаток печали
Отнимать у него не хотели.


Мне кажется, эта особенность чрезвычайно характерна для Пушкинского стиха, имхо очень слаба у Лермонтова, что делает большинство его стихов просто рифмованными строчками. Бывает эта особенность и гипертрофированной, например, у А.Л. Барто :)

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение08.04.2010, 23:06 
Аватара пользователя
Повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерацией. Различают аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных). Специальный случай - повторение звуков в начале слов называется паромион.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

К. Бальмонт

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение10.04.2010, 20:49 
Это что-то вроде приправы, специй, без этой особенности стих "пресен", а Бальмонт, наоборот, явно переперчил :)

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение11.04.2010, 20:45 
Аватара пользователя
Вашу идею можно развить в духе гематрии, если вместо одинаковых букв использовать одинаковые числа. Представьте себе, что каждая буква алфавита имеет числовое значение. Тогда каждому слову можно приписать числовое значение, равное сумме числовых значений составляющих его букв. При этом числовые значения некоторых слов будут совпадать. Гематрическая наука считает такого рода совпадения неслучайными. Если теперь - осознанно или нет - мы будем насыщать ("перчить") наши стихи словами с одинаковыми числовыми значениями, то у нас получатся своеобразные гематрические вирши. Как вам идея?

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение11.04.2010, 22:21 
Боюсь, я бы не оценил всей прелести этой идеи у меня неважно с устным счетом... Хотя, конечно, что-то в этой идее есть :) Если мыслить более широко, то искусство это довольно странная вещь, так, например, литература стремится из "текста" получить "картинку", а живопись, наоборот, из "картинки" - "текст"...

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение12.04.2010, 20:10 
Аватара пользователя
А как вам нравится в точности противоположная идея - не использовать некоторые звуки (буквы) вообще? Не знаю, читали вы или нет переводную книгу Жоржа Перека "Исчезание", где совсем не используется буква "о", самая в русском языке частотная (а во французском оригинале - "е"). Я ее читал, она у меня есть. Есть в ней и стихи.

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение02.05.2010, 15:01 
да, это называется аллитерацией. Довольно эффектный приём. Но -- далеко не единственный. И тов. Бальмонт прокололся вот как раз -- на злоупотреблении им. Т.е. на увлечении именно техническим приёмом, в ущерб смыслу.

Он вообще постоянно прокалывался, тов.. Постоянно изобретал нечто техническое, а смыслу -- ноль, и с хорошей точностью. И не он один. Скажем, тов. Гумилёв -- явно из той же когорты.

А вот другие т.т. из того же поколения, и даже занесённые в учебники -- точно нет.

Для сравнения. Пример из одного из более-менее современников т. Бальмонта, пусть и написанный несколько позже:

"Северяне вам наврали
О свирепости февральей.
Про метели, про заносы,
Про мороз розовоносый.
Солнце жжёт
Краснодар --
Красота!"


Тут вообще аллитерация на аллитерации сидит и аллитерацией погоняет. Но -- скромно погоняет, лишь как именно технический приём. Кроме которого ещё и чёрт-те чего намешано. А всё почему: потому что есть разница меж гениальностью -- и просто ремесленничеством.

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение03.06.2010, 23:34 
Есть еще примеры этого явления, хорошо, назовем его аллитерацией, превращающего даже единичные строчки вне контекста в нечто гениальное, ср.:


....
Зелень лавра, доходящая до дрожи...
....


Или вот, оттуда же:

....
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса...
....

За одни эти строчки уже можно давать нобелевсккую премию по литературе.... , согласны? :-)

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение04.06.2010, 08:00 
Аватара пользователя
К счастью, дали...
Еще больше к счастью, не только за эти строки...

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение04.06.2010, 11:20 
libra в сообщении #327518 писал(а):
Еще больше к счастью, не только за эти строки...

Вот как? Вы большой знаток поэзии Бродского? А можно узнать за какие?

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение04.06.2010, 12:23 
Аватара пользователя
А мне очень нравятся стихи из темы Васятки

Аномалии молний

Мал налим, но намоленный
Мил, не мил - лоно ломано
На лимане я и Амалия.
И лимон Луны. Аномалия!

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение04.06.2010, 13:14 
gris в сообщении #327582 писал(а):
И лимон Луны. Аномалия!

Замечательно, только луна слегка подкачала, ну не похожа ла лимон ни формой ни пупырышками.... :-)

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение04.06.2010, 13:31 
Аватара пользователя
druggist в сообщении #327570 писал(а):
Вот как? Вы большой знаток поэзии Бродского? А можно узнать за какие?

На большого знатока не претендую, но многое нравится.
На строки поэзию не препарирую - не литературовед. Предпочитаю принимать поэзию (особенно Бродского) цельными произведениями.
Особо возвращаюсь к:
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря...;
Шведская музыка;
те самые Римские элегии;
20 сонетов к Марии Стюарт;
Рождественский романс...

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение05.06.2010, 00:03 
libra в сообщении #327595 писал(а):
На строки поэзию не препарирую - не литературовед. Предпочитаю принимать поэзию (особенно Бродского) цельными произведениями.

Любимое произведение, это что-то вроде мема (термин Р Докинза) оно "поселяется" в голове или по-другому оставляет след в виде легко "всплывающих" отдельных строчек, строф, ритмических конструкций... т.е., как правило не целиком воспроизводится памятью, если человек не в состоянии воспроизвести хотя бы строчку, значит это не любимое произведение...

 
 
 
 Re: Об одной особенности стихосложения
Сообщение05.06.2010, 09:11 
Аватара пользователя
druggist в сообщении #327822 писал(а):
Любимое произведение, это что-то вроде мема

Любимое произведение - это что-то вроде старого доброго друга. С ним всегда приятно вновь встретиться. А если нет возможности встретиться, то приятно вспомнить о последнем свидании, пусть и не с документальной достоверностью...
Друзей "перемывать по косточкам" не люблю. Хотя, как и у всего в этом мире, у них есть как положительные, так и не очень, черты.
Воспроизвести строчку из прозведения - дело не хитрое. Для этого не обязательно произведение должно быть любимым. Достаточно чтобы оно было в школьной программе. :lol:
У Бродского большая часть произведений как эмоционально, так и информационно не режется на части. А порой даже на строки и четверостишия (шестистишия и т.п.)
Вырезать из них "любимую строку" - безумие.

 
 
 [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group