Lexey писал(а):
... но само решение у меня более прозрачно и не
вызывает лишних вопросов по поводу того откуда оно взялось и
насколько ему можно доверять. Даже если кто мне не верит (я ведь
тоже могу ошибаться), может легко проследить мою мысль и проверить,
и при этом все почти на уровне школьного курса физики и математики.
Вы исходили из того, что конечное число (
) шариков
можно заменить контуром с током. Вполне возможно, что модель контура
будет давать хорошее приближение в случае
, однако,
строго говоря, это тоже требует дополнительного обоснования. Ведь
устремляя
к бесконечности, Вам придется еще устремлять заряд
каждого шарика к нулю, а иначе у вас при конечной скорости получится
бесконечный ток. Собственно, я не требую от Вас этого обоснования,
поскольку даже если Вы его дадите, это будет лишь придельный случай
при
, что само по себе не является решением задачи с
конечным числом шариков. Интересен как раз случай небольшого числа
шариков. Я начал с рассмотрения двух шариков и привел свой вариант
решения.
Кроме этого, несмотря на то, что Ваше решение укладывается (как Вы
сами сказали) в рамки школьной физики в нем отсутствует строгость
изложения. Вы объясняете это тем, что якобы Вам было лень сделать
зарисовку, указать направления. На мой взгляд, кажущуюся
"прозрачность" Вашего решения во многом есть результат нестрогости
изложения и, возможно, даже самого подхода. Свои возражения по этому
поводу я уже излагал и возвращаться к этому не буду. Удивляет
несколько другой факт, что, несмотря на кажущуюся простоту задачи с
двумя шариками Вы вдруг беретесь за предельный случай с
бесконечным числом шариков. В этой связи меня сразила Ваша фраза
Цитата:
Результат решения может и совпадает (если вы исправите свою
ошибку)
что, дескать, если я найду в своем решении для случая двух шариков
ошибку, то результат решения может совпасть с Вашим (т.е. со случаем
бесконечного числа шариков) =). Вы, однако, не без юмора, что радует.
Цитата:
Думаю что Фейнман предложил нам шарики на пластмассе а не
сплошной виток зарядов лишь для того чтобы ясно дать понять, что
заряды жестко сидят на диске и не могут двигаться относительно него
как было бы в случае сплошного витка из проводника. Так уж повелось,
что ученикам и преподавателям физики привычней когда заряды сидят на
чем-то металлическом, а не прямо на пластмассе, поэтому Фейнман
придумал шарики.
Не думаю, что нужно углубляться в дискуссию о том, что Фейнман мог
иметь в виду, а что не мог. Фейнман предложил "учебный парадокс" и
оставил нам возможность додумать задачу так, как нам будет
интересно. Поэтому, и Вы, и я обладаем свободой выбора того условия,
которое нам больше нравится.
Вообще, если Вы заинтересованы в разборе этой задачки, то Вы могли
бы вникнуть в ход моего решения для случая двух шариков и поискать
там ошибку.