ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
СОСТОЯНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Отрицание формы
Но так как непосредственная форма нами уже рассматривалась и привела к формальной логике, то мы должны просто отринуть форму из рассмотрения. Мы здесь отрицаем форму непосредственности явлений действительности, то есть, совокупность их конкретных свойств, из которых построена наша форма явления, и в которых мы определили явление в рамках формальной логики. Таким образом, первым пунктом логики действительности, или диалектической логики, является отрицание формы, определённой формальным методом. И здесь не имеет значения – субъективна эта форма или нет, правильно определяет явление или неправильно. При этом само понятие формы даже в формальной логике не определена должным образом, а по большому счету, и не может быть определена. Так даже форма самой формальной логики пестрит разнообразием. Мы можем встретить такую форму: «Логика – это наука о правильном мышлении.» Можем встретить и такую: «Форма в логике, форма логическая, та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации и т.п.), которая не зависит от содержания данного рассуждения.» И такую: «Формальная логика — конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий.» Можно найти целое множество форм логики, но все они будут субъективны, поскольку базовые, начальные положения вводятся в форме аксиом, а не логически доказательных положений.
Состояние нечто
После отрицания формы, у нас остается то, что мы уже определи в формальной логике — бытие и логика бытия, как состояние нечто.
ОЩУЩЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Кроме состояние нечто, у нас остались органы чувств и их ощущения бытия. Поэтому у нас остаются к рассмотрению наши непосредственные ощущения действительности и её явлений. Мы не можем знать — что ощущают наши органы чувств, поскольку форма действительности и её явлений отринута нами. После отрицания формы у нас нет стола, нет столба, ветра, соседа, милиционера, денег, и т.д. Вместо них у нас есть только их ощущение. Но не их формы, она отринута, а их ощущение, оторванное, или — отвлеченное от формы. Таким образом, вместо ощущения формы и ощущения непосредственного явления, у нас остаются только наши ощущения. Если в начале, в формальной логике, мы рассматривали ощущение непосредственного явления, то здесь, после отрицания формы непосредственного явления, у нас остаются только ощущения.
Состояние различия
Поскольку у нас несколько органов чувств, то мы ощущаем различие наших ощущений, которое происходит из различия наших органов чувств. В отношении ко всем органам чувств, действительность и её явления предстают перед нами как определённость различных ощущений, и значит, как определённость различных свойств. Действительность в определенности различия свойств, является нам как сосуществование свойств, совместное бытие. Это сосуществование свойств определяется нами не органами чувств, а рассудком, поскольку сосуществование неощутимо, а определимо в рассуждении. Поэтому мы можем определить это явление действительности таким же свойством, которое неощутимо и определимо только в рассуждении. И самым подходящим определением для этого свойства сосуществования является известное нам свойство и понятие состояния. Таким образом, действительность выступает здесь как неопределённое состояние различия ощущений нечто.
Свойство
А различие говорит о том, что они отличаются в какой-то общей определенности, которую мы уже знаем как свойство. Свойство мы уже определяли в разделе формальной логики. Но там свойство принадлежало явлению бытия, а здесь у нас, после отрицания формы, остается не свойство ощущаемого явления, а свойство наших ощущений. Таким образом, действительность выступает здесь как неопределённое состояние различия свойства ощущений.
КАЧЕСТВО ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Ощущения свойства состояния действительности и её явлений, говорят нам об ощущениях свойства состояния твердости, тепла, движения, цвета, любви, ненависти, страха, и т.д. Так ощущение твердости является признаком всех явлений действительности, которые мы можем осязать рецепторами своей кожи. Но вместе с тем, эти ощущения твердости показывают нам различие твердости – дерево тверже воды, а камень тверже дерева. То есть, одно и то же свойство являет нам различие самого себя. Свойство твердости камня отличается от свойства твердости дерева. Таким образом, свойство обнаруживает в себе какую-то определённость; что-то, что выражается в различии внутри свойства. Различие твердости камня и дерева; различие температуры кипящего чайника и воды из крана; различие движения автомобиля и птицы, говорит о том, что свойство твердости, свойство температуры, свойство движения, имеют какую-то определённость твердости, температуры, движения. То есть, свойство обнаруживает какое-то свойство. Точно так же и свойство наших ощущений своим различием показывает нам существование какой то иной определённости свойства. Но мы не можем обозначить эту определённость термином «свойство», получится тавтология, и тут самым подходящим термином и определением является всем известное понятие качества. Качество твердости камня отличается от качества твердости дерева. Здесь мы состояние различия определили как качество, поэтому действительность, и, соответственно, логика действительности, выступает здесь как неопределённое качество свойства ощущений.
Качество противоположности
Качество мы, как принято, определяем сравнением, сопоставлением одинаковых свойств явлений. То есть, качество мы определяем тем же качеством, твердость – твердостью; цвет – цветом, и т.д. Это определение качества мы строим на различии качества явлений, к примеру, на различии твердости дерева и камня. Но тогда возникает противоречие – свойство твердости обнаруживает различие в высокой и низкой твердости, и качество свойства твердости обнаруживает то же самое различие в высокой и низкой твердости. Или другой пример: различие качества шин или бензина. Обычно мы говорим, что качество девяносто пятого бензина выше качества семьдесят шестого бензина; качество шин одной марки выше качества шин другой марки. И здесь такое понимание качества излишне, поскольку свойства, или потребительские свойства, одного бензина и шин, выше, чем у другого бензина и шин. Значит, качество свойства определяется не различием качества ощущаемых нами явлений действительности, ведь высокая и низкая твердость — это свойство. Свойство высокой твердости не может быть качеством или высоким качеством. Таким образом, сущность качества не в различии свойства. Для выяснения и рассмотрения противоречия снова обращаемся к непосредственности ощущений. Различие, к примеру, твердости, мы определяем различием одного и того же свойства. То есть, мы сравниваем свойства, к примеру, двух марок бензина, и различие свойства определяем качеством. Но сравнение двух и более явлений в одном свойстве, означает, что мы рассматриваем состояние свойства. А различие одного и того же свойства в единстве состояния может быть только в различии их местоположения в состоянии. И это различие местоположения в единстве состояния свойства, мы можем определить только противоположностью местоположения в состоянии. Твердость дерева и камня мы определяем противоположностью их твердости. Тепло является противоположностью холода; движение – противоположность покоя; и т.д. Стало быть, качество свойства состоит не в различии свойства сравниваемых или сопоставляемых явлений, а в противоположности их свойства. То есть, качество состоит не в различии, к примеру, высокой и низкой твердости; а в противоположности высокой и низкой твердости. Качество – это противоположность свойства, а не различие высокой и низкой температуры; не различие движения и покоя, а в противоположности движения и покоя. Здесь мы определили сущность качества, поэтому бытие здесь, и всеобщая взаимосвязь и обусловленность бытия, обеспечивается здесь определённым качеством противоположности свойства ощущений.
Свойство противоположности
Обыденное понимание разделяет качество на высокое и низкое; на лучшее и худшее. Но с логической точки зрения такое определение качества излишне, поскольку высокая и низкая температура, к примеру, говорит о различии свойства температуры. Мы можем сказать, что температура кипящей воды выше, чем температура льда без привлечения и определения понятия качества. Хороший или плохой чай говорят нам о различии свойств чая, и говорить здесь о различии качества чая, это только вносить путаницу в понятие и определение как свойств чая, так и его качества. Поэтому понятие качества как различия свойства, оставляет нас, вернее — возвращает нас в формальную логику. Ведь если мы примем определение качества как различия свойства температуры, допустим, кипятка и льда, то нам ничего не остается, как рассматривать свойства и качество кипятка и льда по отдельности. Взаимосвязь и обусловленность бытия теряется в этом рассмотрении, и потому рассмотрение качества как различия свойства, не позволит нам найти закономерности бытия, не позволит нам определить логику действительности. Качество противоположности мы можем заметить в каждом общем свойстве действительности. Свет и тьма; движение и покой; отрицательное и положительное количество; ламинарность и турбулентность; болезнь и здоровое состояние; рождение и смерть; удаленность и близость; северный и южный полюс магнитного поля; и т.д., всё это являет нам качество противоположности. Состояние противоположности, таким образом, становится здесь всеобщим качеством бытия. А как мы только что определили, свойство являет нам состояние, а то в свою очередь — качество. Стало быть, в обратном порядке — общее качество противоположности означает, что мы снова нашли общее свойство противоположности. Получается, что действительность выглядит здесь как ощущение всеобщего состояния, свойства, и качества противоположности свойства противоположности нечто. Но свойство противоположности не может быть качеством противоположности, как и качество противоположности не может быть свойством противоположности. Стало быть, здесь мы нашли свойство не качества и не состояния противоположности. Если рассмотреть свойство и свойство противоположности, то одно из них определено противоположностью</i>, а другое ничем не определено, [i]неопределённое свойство. А учитывая, что определены они нами в рамках всеобщей взаимосвязи и обусловленности, то, значит, это одно и то же свойство в различном состоянии. А различие состояния, как мы уже знаем, показывает нам через свойство существование качества противоположности. Стало быть, неопределённое свойство и определённое свойство являют нам состояние противоположности их самих, состояние противоположности определённого и неопределённого свойства. То есть, нечто у нас здесь, определено свойством противоположности. Ведь всякое свойство ощутимо нашими органами чувств, и только поэтому называется свойством. Стало быть, свойство противоположности, будучи ощутимо нашими органами чувств, показывает нам свою непосредственность, которую мы ощущаем в противоположности всякого непосредственного свойства бытия. И так как нечто у нас представляет собой любое явление действительности, а всякое явление действительности мы рассматриваем только в свойстве, то нечто здесь становится лишним, нечто здесь заменяется его определением — свойством противоположности. Ведь качество противоположности определений, одинаково с качеством противоположности любого другого свойства действительности, и рассматривая противоположность определения, мы тем самым, рассматриваем любую другую противоположность действительности. То есть, качество противоположности говорит о том, что существуют противоположности. Поэтому противоположности, фактом своего существования, являют нам свое свойство. И это свойство не свойство противоположности явлений бытия, а свойство, которым обладает каждая противоположность и все противоположности. Противоположности являют нам свое общее свойство, и это свойство предстает перед нами как неопределённое свойство, мы его должны ещё определить. Таким образом, здесь мы переходим из рассмотрения противоположности свойства в рассмотрение свойства противоположностей, а в данном месте — свойство противоположности определений.
|