Физика рефлексов, разума.
См. 1. «Дефект масс». 2. «О движении электрона в атоме». 3. «Природа тяготения в дефекте масс». 4. «Физика образования живых форм материи».
Физика рефлексов, разума. Рефлексы живых форм природы рефлексы, разум, память и сознание человека в основном изучает биология. И нет сомнений, что биология достигла высокого уровня объяснений природы живых организмов и человека. Надо отдать должное в том, что биология, как наука, не века, а тысячелетия посвящает изучению живой природы. Современная физика, как наука, на современном этапе тоже достигла высокого уровня. Однако, ввиду некоторой обособленности областей применения научных исследований, в биологии и физике существует и несогласованность в методах исследований и выводов. Так, например, биология в своей работе руководствуется физико-химическими процессами на уровне молекул и клеток живой природы, а физика в своих исследованиях уже вышла на уровень атомов, элементарных частиц и квантовой механики. Нельзя в полной мере отрицать взаимодействие биологии и физики в области применения научных исследований. Так, в области научных исследований и в медицине биология применяет физические и физиологические приборы. Сотрудничество, как говорится, налицо. В предложенной теме предлагается вниманию читателей возникновение рефлексов живых форм природы, разума, памяти и сознания человека. В обыденной жизни мы совершаем различные действия и поступки. Размышляем над поведением людей, животных, насекомых и делаем предположения и выводы об уровне и разумности их поведения. Мы можем наделить высоким уровнем разума дикого и одомашненного животного, в то же время мы можем оценить действия и поступки человека неразумными. К животному и к человеку мы можем применить определения: умен, глуп. В отношении памяти мы говорим, ― «хорошая», или «плохая». А в отношении человека мы еще можем сказать, что он сознательный или не сознательный. Все наши оценки субъективны и могут быть противоречивыми мнениям других людей. В одном все мнения сходны, сто всему «виной» голова, а в голове ― мозг. А мозг у каждого работает по-своему, а отсюда и противоречивые понятия и выводы. Работа головного мозга является предметом изучения ученых всего мира с древних времен, и по настоящее время изучение его еще не закончено, так мозг живого существа сложен и труднодоступен для изучения. Но современные средства изучения и экспериментальные исследования уже позволили раскрыть некоторые весьма значительные функции мозга. Стало ясно, что некоторые части головного мозга посредством физико-химических процессов формируют определенные излучения на квантовом уровне, воспринимаемыми энцефалографами. Что на квантовом уровне существуют сигналы, распространяемые по нервным волокнам в определенные участки организма. Что отдельные части мозга трансформируют некоторые сигналы в другие, а затем регулируют их распределение и посылают их к исполнительным органам. В настоящее время известно, что человеческий мозг состоит из множества (около 15 миллиардов) нейронов, что все они находятся в сложных системах взаимосвязи и взаимодействия, организованных сложные нервные системы. Связующие каналы между элементами мозга и исполнительными органами в физиологии носят название сенсорной (нервной) системы. Сенсорная система в организме замкнута и, говоря техническим языком, обладает обратной связью. В сенсорную систему физиологи включают: рецепторы, воспринимающие первичные сигналы (импульсы); нервную систему,― систему передачи сигналов (импульсов); костный, спинной и головной мозг, участки преобразования принятых сигналов в возбуждающие или подавляющие импульсы и целенаправленной передачи их к исполнительным органам. К элементам головного мозга, отвечающим за формирование памяти, разума и адекватного поведения относятся гипотоламус, гиппокамп, лимбические системы, кора головных полушарий и многое другое подробнее описанное в физиологии. Все элементы головного мозга находятся в постоянной более или менее активной работе; в мозгу постоянно происходят химические реакции с выделением и поглощением анионов и катионов элементов калия, кальция, натрия, хлора, серы и других. В химических реакциях активно участвуют моноамины и аминокислоты. Возбуждающие и подавляющие импульсы по представлению физиологии генерируются так называемыми медиаторами (агентами), «появляющиеся и исчезающие по неизвестной причине». То есть сам физический процесс пока признается не выясненным. Вот об этом пробеле науки и следует поговорить с позиций механической работы атомов и молекул на уровне квантовой механики. В главе «О движении электрона в атоме» (Sergeich) описан процесс возбуждения атомного электрона и причины квантовых излучений. Такие же процессы происходят в атомах и молекулах (нейронах) головного мозга. В случае воздействия какого-либо импульса (сигнала) на один или несколько нейронов происходит возбуждение одного или нескольких атомов нейронов, то есть увеличиваются их массы и диаметры их электронных оболочек. Нейрон приобретает некоторый избыток массы. По прекращении действия возбуждающего импульса электроны переходят на более низкий уровень, а избыток массы излучается в окружающее пространство в форме спектра элементарных частиц (квантов), обладающих различной массой и скоростью распространения. А в окружающем пространстве находятся 15 миллиардов нейронов, способные избирательно поглотить своими электронами части первичного излучения и перейти в возбужденное состояние, модулировать, трансформировать и передать собственные излучения в участки мозга, которые через нервную систему приведут в действие исполнительные органы. Процесс передачи импульсов происходит подобным же образом поглощений и излучений электронами атомов и молекул всей цепочки сенсорной системы вплоть до исполнительных органов. Любое возбуждающее явление представляет некоторую форму информации. Для восприятия информационных сигналов и импульсов организм на периферийных участках тела имеет нервные окончания, называемыми рецепторами. Они служат для приема энергии раздражителя, преобразования и передачи (импульса) в виде биоэлектрических токов по нервной системе в определенные области мозга, где и происходит «обработка» информации с выработкой последующих импульсов для необходимой реакции. «Обработка» информации заключается в возбуждении электронов атомов в нейтронах и излучения соответствующей частоты. В человеческом организме такими рецепторами являются органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, и так же на поверхности тела и внутри тела существуют рецепторы, воспринимающие сигналы физические, механические и химические на разных уровнях чувствительности. Избирательная способность мозговых клеток (нейронов) дает возможность своевременно вырабатывать необходимые сигналы и передавать их в строго необходимом направлении. Для человеческого мозга практически нет пределов объема информации, которые он не смог бы переработать, хотя мозг каждого отдельного человека некоторые формы информации перерабатывает быстрее, другие медленнее и с затруднениями. Одним из главнейших и ценных способностей мозга является его способность учиться. То есть он способен приобретать, «накапливать» знания и применять их в нужное время, в нужном месте и в нужном объеме. Понятие «накапливать» взято в кавычки по той причине, что это понятие не соответствует действительности, а применено а нашем привычном понимании сути памяти
В современной физиологии предполагается, что суть памяти заключается в накапливании знаний и хранении их в особых ячейках мозга. Но это не так. Физиологический смысл памяти заключается в том, что в моноаминах и аминокислотах, содержащихся в веществе мозга, существует некоторый запас элементов, другими словами ― энергетический потенциал белковых соединений. С каждым возбуждающим информационным сигналом атомы и молекулы мозга за счет подпитывающих их систем часть энергии расходуют на рефлексы внутренней работы организма, часть ее аккумулируется в молекулах мозга в виде белковых отложений. Из этого запаса мозги потребляет энергию на воспроизводство и переработку информационных сигналов. Повторение однородных возбуждающих информационных сигналов (тренировка, дрессировка, поощрение, наказание, убеждение и т.п.) способствует накоплению белковых соединений. Нейроны, использующие энергию запаса белковых соединений, находятся в постоянной работе, и они не консервируют информационные сигналы, а при возбуждении каким-либо информационным сигналом отвечают излучением с частотой, соответствующей повторяемому сигналу. Повторяющийся сигнал может быть следствием действия внешнего раздражителя, внутреннего состояния организма (желания, неудовлетворенности, раздражения и т.п.), волевого своевременного воздействия на состояние мозга с целью возбуждения определенных физико-химических процессов и адекватных реакций исполнительных органов. Из изложенного следует, что обучение и запоминание есть процессы физико-химические, и память является непроизвольной или управляемой формой деятельности мозга. Поэтому у нас воспроизводится информация прошлого иногда непроизвольно, иногда быстро и своевременно, а иногда с затруднениями. Все зависит от наличия запаса энергетического потенциала мозга, от качества избирательных функций мозга, от скорости протекания физико-химических реакций. В мозгу нет каких-либо «полочек», «ячеек» или накопительных информационных участков. Поэтому нет оснований подразделять память на краткосрочную и долговременную. Говоря об обучении и памяти нельзя не вспомнить и о сновидениях. Сновидения относятся к той же форме деятельности мозга, что обучение и память с той лишь разницей, что мозг воспроизводит информацию без участия избирательных функций нейронов. Поэтому сновидения бывают отрывочными, сумбурными, фантастическими, но в основе их лежат процессы воспоминания прошлого, исполнения желаний и мечты, интегрирования различного рода информации из прошлого, настоящего и прогнозируемого. По своей сути сновидения сродни галлюцинациям, возникающим в бодрствующем и болезненном состоянии человека. Под разумным поведением мы понимаем способность организма осмысленно производить те или иные действия, отвечающие интересам его существования. А способность мозга логически осмысливать возникшую или поставленную задачу, искать возможные варианты решения и выбирать один из вариантов для ее решения, мы называем разумом. Кроме того, мозг способен осуществлять прогнозирование будущего поведения окружающих его субъектов, оценивать окружающую среду и предполагать возможные ее изменения с тем, чтобы заблаговременно или своевременно принять то или иное решение или совершить адекватное действие. Прогнозирование и действия могут быть ошибочными, что может означать некачественную работу мозга, а иногда и осознанно ложными, что может означать, что разум находит целесообразным принять вариант решения задачи заведомо не соответствующий адекватному действию. Когда мы говорим о понятиях памяти и разума, мы относим их к индивидуальным особенностям живого существа, как физико-химические свойства. На основе этих свойств живое существо не реагирует на категории «хорошо ― плохо», «добро ― зло», «красиво и безобразно». Все вышесказанное о работе головного мозга относится к рефлективной деятельности мозга ― безусловным врожденным рефлексам, приобретенным живым организмом в процессе эволюции. Но есть еще одно понятие ― сознание. Сознание является совокупным сочетанием памяти и разума, и от индивидуальной сферы жизнедеятельности субъекта уходит в область социальной (общественной) сферы бытия человека, так как, в конечном счете, уровень и степень разумности определяется обществом по поступкам и деятельности отдельного человека или коллектива. Поэтому сознание относится к субъективистской (гуманитарной) философии, определяющей правила и нормы поведения человека, в том числе мораль и совесть, в обществе. В основе этой философии и начинается понимание понятий «хорошо ― плохо», «добро ― зло» и т.п. Под совестью понимается умение человека подавлять в себе естественные рефлексы в интересах общества и отдельно го человека. Кроме того, в речевом выражении мозг речевому аппарату подает окончательный вариант: сказать правду, солгать, слицемерить, использовать паузы, интонацию, мимику и аргументы; выразить дружелюбие, пренебрежение или злобу, то есть сопроводить речь эмоциональной окраской или вообще оставит без какой-либо видимой реакции возникшую информационную задачу. Мозг может возбудить, то есть повторить, некогда подавленную информацию и принять решение к ее анализу и целесообразности ее реализации в удобное время. Таким образом, все, что касается сознания, является следствием приобретения условных рефлексов. Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о взаимосвязи и взаимодействии всех форм материи от элементарных частиц до разума на основе явлений тяготения и избытка и дефицита масс. К сведению читателя: автор сообщает, что изложенное не является теорией, это лишь теоретический вариант подхода к изучению природы во взаимодействии физики и биологии. Sergeich.
|