2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение20.02.2010, 08:30 
Экс-модератор


17/06/06
5004
age в сообщении #290280 писал(а):
2. e4! Be4
Ну да, убеждает. :) Можно, конечно, еще про 2 ... e5 поговорить, но там тоже кошмарики :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение24.02.2010, 22:37 
Заблокирован


19/09/08

754
Уровень математического развития человечества еще не так высок, чтобы формализовать шахматную игру, сделав ее
задачей общей алгебры и , наверное, не скоро это случится :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2010, 10:06 
Заслуженный участник


26/06/07
1929
Tel-aviv
vvvv в сообщении #291949 писал(а):
Уровень математического развития человечества еще не так высок...

Интересно, кто же это может оценить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение25.02.2010, 14:40 


06/02/10
9
Вот поставить бы начальную позицию на IBM Roadrunner на годик-другой непрерывного анализа, тогда вопросов было бы намного меньше в шахматах) А так как это нереально, люди извращаются - придумывают всякие программы типа Rybka, Freezer, таблицы Налимова....
А от истины все так же далеки... А ведь есть еще безумно сложная японская игра Го - там доска не 8х8, как в шахматах, а ... 19х19 !
То есть, если в шахматах 10 в 125 степени позиций, то в Го их уже... 10 в 321!
И если шахматные программы мочат человека уже давно, то Го ну никак не могут запрограммировать.... Хотя идеи есть.... Го - это вообще другой уровень)

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение25.02.2010, 16:21 
Аватара пользователя


21/02/10
1594
Екатеринбург
Шахматное программирование уже давно превратилось в пляски шаманов вокруг эвристик. Нет там математики. Никто там теорем не доказывает .

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение25.02.2010, 20:16 
Заблокирован
Аватара пользователя


17/06/09

2213
Dan77790 в сообщении #292088 писал(а):
Вот поставить бы начальную позицию на IBM Roadrunner на годик-другой непрерывного анализа, тогда вопросов было бы намного меньше в шахматах)

Это бы ничего не дало, т.к. время обдумывания каждого очередного хода растет экспоненциально. Если говорить о "честном" обсчете без эвристик и глубине обдумывания 14 ходов в минуту (7 с каждой стороны), то за год это дало бы 28 (или 14 с каждой стороны). За 9 лет - по 15 ходов.
На 28 ходов думают современные шахматные программы (правда с очень большими эвристиками).
Что же касается если ставить на такой расчет "эвристическую" программу, то она "пропускает" правильные ходы, т.к. для того, чтобы считать на 20 и более ходов сходу необходимы очень серьезные алгоритмы отсечения ветвей, в которые зачастую попадают нужные ходы. Так что с какой стороны не ткнись, а все идет к одному.

-- Чт фев 25, 2010 21:27:13 --

У меня Rybka 3.0. Иногда, когда возникают наиболее интересные позиции (даже в дебюте - например, позиция, возникшая в 6-ой партии Каспаров-DeepBlue в 1997 году, когда DeepBlue на 5-м или 6-м ходу в партии пожертвовала коня. Данная позиция относится к "новым" и непроверенным в шахматах, но компьютер выбрал именно данный вариант, после чего Каспаров начал засыпать IBM гневными письмами о "подтасовке" игры и требовать распечатки листингов ходов. Закончилась партия самым быстрым поражением в карьере Г.Каспарова - на 19 ходу).

Так вот, Рыбка за 8 часов работы ушла на глубину 26 ходов (т.е. почти 13 с каждой стороны), но она так и не "поняла", что необходимо жертвовать коня. Т.е. ее эвристики все равно пропускают (отсекают) этот ход, на какую бы глубину она не считала.

-- Чт фев 25, 2010 21:44:00 --

А вообще самым гениальным шахматистом считается Роберт (Бобби) Фишер, который так и ушел непобежденным и вроде как сошел с ума из-за шахмат.
Поэтому очень интересно посмотреть как бы он сыграл с компьютером.

А вообще все шахматисты делятся на "удобных" и "неудобных" для компьютеров. Например, есть такой гроссмейстер (даже не международный) Владимир Милов, который очень "неудобен" для шахматных программ и в основном побеждает их. Но тем не менее, он играет значительно слабее многих других шахматистов, проигрывающих компьютеру.

А вообще у компьютера можно выиграть всегда, т.к. по большому счету - это калькулятор (хоть и с очень сложными алгоритмами калькуляции - но все равно всего лишь калькуляциями). Человек же может проанализировать принципы "калькулирования" ходов и играть не как с человеком, а как с программой, в которую что-то заложено, а что-то нет. Так вот, если постоянно играть против этих принципов, то естественно программа проиграет.
Примером выигрышной стратегии игры против компьютера является создание для него таких позиций, которые не укладываются в его зону расчета (например, позиционная организация слабости на каком-либо фланге, или наоборот "скучивание" фигур компьютера в каком-либо месте).
Как правило, учесть всех таких нюансов при программировании невозможно, поэтому человек способен выиграть абсолютно всегда.
Причем абсолютно неважно, против суперкомпьютера с тысячами процессоров, или же обычного КПК идет игра.

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение26.02.2010, 00:17 


06/02/10
9
age

Алехин ушел непобежденным, а Фишер просто отказался играть с Карповым - боялся он его) Вопрос кто у кого выигрывает мне ну абсолютно не интересен, мне интересно полное решение шахмат)
IBM Roadrunner, думаю, закрыл бы очень много вариантов.... Кстати, Рыбка реально что-то ход Ке6!! не хочет видеть в той партии Каспарова с Диип Блю) Может это все-таки люди там читерили?) Обычно такие форсированные линии расчитываются четко и до конца...

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение26.02.2010, 23:39 


17/10/08

1313
Возможно, для Вас интересной будет идея игр из черновика
http://np-soft.ru/downloads/automodel.zip

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение27.02.2010, 01:45 
Заблокирован
Аватара пользователя


17/06/09

2213
mserg
Все это давно работает в шахматных программах. Все так и есть: программа генерирует поток позиций, каждая выходящая из которых является входящей для следующей и т.д. Так образуется "дерево", по которому работает альфа/бета, используя различные эвристики и определяя эффективность деревьев.

Просто некоторые оценочные функции слабее, некоторые проще. Лучшие работают по экспоненте. Старенькие где-то по степеням десятки. Разумеется в обоих случаях одно и то же число просчитанных позиций дает совершенно различную глубину просчета. Т.е. для 10 млн.позиций:
$10^n=10000000$, $n=7$ ходов (старые программы)
$e^n=10000000$, $n=16$ ходов (современные программы).
Но и соответственно новые оценочные функции требуют больше времени и считают меньше позиций в секунду.

Разумеется, что если идти дальше во времени, то старая программа увеличит глубину незначительно (лишь на 3 хода при увеличении времени в 1000 раз). Новая же - уже на 7 ходов.

Вот такое сильное улучшение и становится возможным благодаря оценочной функции, которая очень агрессивно отсекает некоторые деревья, в результате чего очень сокращается время на обдумывание бессмысленных ходов (ферзя в позицию удара чужого коня или пешки).

Но иногда именно бессмысленные ходы являются тем самым заветным ключом, который ведет к победе. (это упрощенно, на самом деле оценочные функции считают все ходы, в том числе и бессмысленные)

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение27.02.2010, 09:48 


17/10/08

1313
to age.
Идея состоит в том, чтобы математически описать задачу так, чтобы решением этой задачи был бы алгоритм игры в шахматы. Грубо говоря, пространство поиска в этой задаче – это дерево «алгоритмов» (а не вариантов ходов!!!!) игры в шахматы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение27.02.2010, 09:52 
Заблокирован
Аватара пользователя


17/06/09

2213
mserg
Дерево алгоритмов? Т.е. для каждой позиции свой алгоритм? Если число позиций $\sim 10^{140}$, то выходит нужно сравнимое число алгоритмов?

 Профиль  
                  
 
 Re: Математика в шахматах
Сообщение27.02.2010, 09:58 


17/10/08

1313
Нет, не для каждой позиции. Алгоритм игры в шахматы создается компьютером по базе сыгранных партий. После этого его можно использовать и он остается неизменным до проигрыша. Проигранная партия вносится в базу сыгранных партий, и алгоритм пересоздается компьютером снова. И т.д.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group