2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Алгоритм действия над произвольным (n+1)-значным числом
Сообщение21.10.2009, 11:32 


29/04/09
103
Заранее прошу извинить за название, оно возможно не полностью отражает суть задачи.

Преамбула:
Есть простая задачка (источник):
Цитата:
Возраст человека в 1998 г. оказался равным сумме цифр года его рождения. Сколько ему лет?


Задачу просто решить аналитически и найти ответ (18,1980).

По ходу решения созрел план написать простую программу, которая бы находила возраст и год рождения для произвольного года рождения из XX и XXI веков. Организовал всё просто (до безобразия; я не программист по образованию, но программированию учили): 4 вложенных цикла, в каждом переменная пробегает значение от 0 до 9.

Дальше --- больше. Захотелось найти "все" решения, т.е. распутать цепочку:
если
a=заданное число
b=год рождение
в следующем цикле a=b и т.д. пока не дойдём до 1 или 0. Что ж сложного написал.

Но программа (была на C или C++) работала не столь уж шустро. А потом пришла мысль взять произвольное (n+1)-значное число (только чтобы вмешалось в unsigned long). Уже ни о каких вложенных циклах речи быть не может: тут нужен анализ задачи.

Задача:

Пусть нам дано произвольное $(n+1)$-значное число $p$ (рассматриваем только натуральные числа, как в исходной задаче и предполагалось), запишем его десятичное разложение
$p=a_{n}10^{n}+\ldots+a_{0}$.
Нужно найти такое число $k$ (оно тоже должно быть $(n+1)$-значным, это очевидно, но не доказывал)
$k=b_{n}10^{n}+\ldots+b_{0}$
что
$p-k=b_{0}+\ldots+b_{n}.$

Рассмотрим для простоты анализа $n=3$, имеем
$(a_{3}-b_{3})10^{3}+(a_{2}-b_{2})10^{2}+(a_{1}-b_{1})10+(a_{0}-b_{0})=b_{0}+b_{1}+b_{2}+b_{3}.$
Правая часть не может быть больше 36, поэтому возможны два варианта:
  1. $b_{3}=a_{3}$.