2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки

свойства перестановок натурального ряда.
Сообщение20.10.2009, 21:51 
Заслуженный участник

11/12/05
3542
Швеция
Может, и не туда я топик послала, но сей раздел хорошо читаем.
Как многие догадываются, я - профессиональный математик, даже в немалых чинах. И разные задачи, по моему интересу, решаю.
Вот, недавно возникла у меня, в анализе одной проблемы квантовой механики, почти элементарно формулируемая задача. Частичный результат я смогла получить, но хочется большего. Вдруг у участников хорошие идеи возникнут.

Итак, задача.

Пусть имеется перестановка множества натуральных чисел
$n\mapsto m_n$. Под словом 'перестановка' имеется в виду взаимно однозначное отображение $\mathbb{N}$ на $\mathbb{N}$. Никаких ограничений. Ничего о перестановке не знаем.

Для числа $\beta>1$ определим множество $E_{\beta}=\{n\in\mathbb{N}:m_n\le \beta n\}$. по-простому, это означает, что $E_{\beta}$ - это множество тех чисел, которые не слишком сильно выросли при перестановке (или, возможно, уменьшились).
Вопрос состоит в том, чтобы выяснить, насколько это множество, при различных $\beta$, велико.
Как можно мерять размер множества целых чисел? Мне интересно так:
Известно, что гармонический ряд $\sum  \frac1n$, расходится, более того,
$\sum_{n<r}n^{-1}\sim \log(r), \ r\to \infty$.
Вот этим способом и будем мерять 'размер ' множества $E_\beta$.
Итак, гипотеза.(то есть, чего бы хотелось)

Гипотеза. Для любого $\beta>1$, существует $\alpha >0$так, что

$$\limsup_{r\to\infty}\frac{\sum_{n\in E_\beta, m_n<r}m_n^{-1}}{\log r}>\alpha.$$

Иначе говоря, числа, в которые переставятся числа из $E_{\beta}$, составляют ненулевую долю от всего множества целых чисел, в смысле поведения сумм обратных величин (уж тут логики позабавиься смогут...)