Но факт, что получил ответы, противоречащие друг другу, тоже забавен.
А что ж тут забавного (я так понимаю, неожиданного)? Я, например, тоже по неаккуратности дал сначала неправильный ответ, потом исправил его. Получается, я противоречу сам себе?
Просто вопрос, который Вы задаете, большинство отвечающих давным давно для себя уже выяснили и применяют правильно, не делая ошибок. Однако одно дело применять, и совсем другое - объяснять. Особенно тому, кто не только не понимает (предположительно), но и докапывается до мельчайших деталей и погрешностей в формулировках (что само по себе неплохо), при этом не всегда пытаясь самостоятельно добраться до причины кажущихся противоречий.
ошибкой в логическом рассуждении является расширение тезиса собеседника.
и далее.
Я не буду комментировать каждую часть дальнейшего рассуждения. В целом Вы правы. Чтобы избежать подмены тезисов, следует договориться об определениях. Вы использовали в Ваших рассуждениях следующие понятия: "длина", "изменение длины", "расстояние", "перемещение". Вот и приведите формулировку этих понятий, которую Вы подразумеваете, используя эти понятия. Тогда возможно будет меньше недоразумений и различий в толковании.
Почему же "неявно" задаем? Это что, нигде не написано?
Не подменяйте мой тезис. Вам - домашнее задание на дизассемблирование: внимательно прочитать, что я написал, и найти сделанную Вами подмену.
Что касается Ландсберга, то Вы невнимательно читаете (или делаете вид). Вы слишком вольно обращаетесь со словом "модуль", то просто опуская его там, где этого делать нельзя, то вставляете лишний раз, получая абсурд типа "модуль модуля". Никаких противоречий с тем, что я написал, в учебнике Ландсберга нет. Так что если уж кому сражаться с учебником Ландсберга (для слушателей... ПО и ПК вузов, старшеклассников..., а также лиц, занимающихся самообразованием...), то это Вам. Несколько примеров Ваших ошибок, неточностей и вольностей в отношении учебника Ландсберга:
модуль результирующего премещения равен: (формула)
Цитата выдернута из контекста; Ландсберг рассматривает конкректный, а не общий случай.
Сравните, что я написал в сообщении : "переход от
к
должен идти через модуль. "
Ну и? Что такое
- перемещение? А
?
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):б) изменение длины вполне может быть отрицательным
Противоречите Ландсбергу.
В чем? Конкректно, с цитатой из Ландсберга.
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):в) в приписывании "разности длин" понятия "длина" нет никакого смысла
Противоречите Ландсбергу, у него смысл есть, см. формулу с модулями.
Неправда. Приведите цитату, где Ландсберг утверждает, что "
разность длин етсь тоже длина". Просто ссылка на страницу учебника недостаточна - Вы слишком произвольно подменяете терминологию, используемую Ландсбергом.
Изменение у Ландсберга -- это модуль модуля. Такая величина всегда неотрицательна
Модуль - величина неотрицательная. Модуль модуля - чушь. Не приписывайте ее Ландсбергу. Или дайте цитату.
Да и сам русский язык подсказывает, сравните:
"изменение длины составило минус шесть метров."
"укорочение длины составило шесть метров."
Вторая фраза - это не русский язык. Можно сказать, "длина уменьшилась", можно сказать "тело укоротилось" - это синонимы. "Длина укоротилась" - это не по-русски.
Но тут Вы сами приводите пример, когда изменение длины отрицательно. Если при этом постулировать, что длина - величина сугубо неотрицательная, а такое постулирование допустимо, более того, общепринято, то совершенно очевидно, что Ваше утверждение "изменение длины есть длина" противоречит упомянутому постулату и возможности отрицательного значения изменения длины. Выбирайте, что Вам любо: Ваше утверждение (с неясной пользой) или общепринятые и удобные постулаты.
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):"разность длин" можно вполне определить так, чтобы разность могла быть отрицательной, ...
Попробуйте это сделать, не противореча Ландсбергу. У него в учебнике есть двусмысленности и ошибки, но не сплошным текстом, конечно. Без объяснений верится с трудом...
Вам только что русский язык подсказал, что изменение длины (которое Вы в тезисе (В) предположили равным разности длин, с чем вполне можно согласиться) может быть отрицательным. Учебник Ландсберга издан на русском языке. Как видите, сделать это несложно.
Еще раз, Ландсберг не говорит просто о длине, да и использует этот термин лишь один раз для определения понятия координата. Использует не так, как Вы. К тому же я уже написал, что понятие "длина" Вы совершенно напрасно и совершенно некорректно привлекли к обсуждению этого вопроса. Без определения этого понятия
Вами использовать его смысла нет.
Об ошибках у Ландсберга - Вы берете на себя слишком много. Пока Вы сами говорите, что хотите разобраться в довольно элементарном вопросе, было бы слишком самонадеяно говорить об ошибках в учебнике.
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):... но в этом случае, очевидно, нельзя уже будет утверждать, что "разность длин" всегда есть длина.
То есть, придете не только к противоречию с Ландсбергом, но и к противоречию с общепринятым определением длины.
Насчет противоречий - голословно. Насчет общепринятого понятия длина - откуда я знаю, что Вы его правильно понимаете? Судя по тому, в чем Вы пытаетесь разобраться, с большой вероятностью Вы его не знаете. Напишите его, проверим. Но еще раз: понятие "длина" - лишнее в этом обсуждении.
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):а) проекция перемещения определяется как разность, но разность вовсе не длин, а координат; Запишем это:
Ну и? Правильно записали. Видите, что проекция может иметь любой знак? О чем спор? Что Вам непонятно?
PapaKarlo в сообщении #226712 писал(а):надеюсь, Вы не предполагаете, что координата точки на прямой определяется просто как длина отрезка, соединющего начало координат с данной точкой
А в чем проблема? Ландсберг предполагает. Цитирую Ландсберга: "... положение точки на траектории будет определяться отрезком, отложенным от точки О до данной точки (см. отрезки ОА и ОВ на рис. 10). Чтобы различать точки, находящиеся по разные стороны от О, положение точек, для которых отрезок откладывается в направлении оси х, определяется длиной отрезка, взятой со знаком плюс (точка А на рис. 10), а положение точек, для которых отрезок откладывается в направлении, противоположном оси х,— длиной отрезка, взятой со знаком минус (точка В на рис. 10)."
Проблема (Ваша) в том, что Вы не понимаете (или делаете вид) различия. Я ведь не даром написал: "
Вы не предполагаете, что координата точки на прямой определяется просто как длина отрезка". Вот на слово "просто" Вы и не обратили внимание. Ландсберг
добавляет к длине еще и
знак, определяя таким образом координату. Во всех Ваших рассуждениях это не учитывается. Странно, что Вы потрудились процитировать Ландсберга, но не потрудились вдумчиво прочитать эту цитату.
покажите вектор перемещения на рисунке 1.3.1 и его проекцию на ось
.
Нет проблем. Только я, с Вашего позволения, опишу, а рисунок приводить не буду (лень
). Для движения, представленного красной линией:
- вектор (в понимании направленного отрезка) перемещения начинается в точке с координатой
и заканчивается в точке с координатой
; тот же вектор как набор из
чисел для рассматриваемого случая одномерного пространства записывается так:
(тип скобок может отличаться от общеприянтого);
- проекция на ось
геометрически (наглядно) представлена тем же отрезком. Знак проекции определяется знаком разности
; можно сформулировать короче (алгебраически): проекция вектора перемещения на координатную ось есть число
.
Комментарий. Геометрическое совпадение вектора и его проекции на ось обусловлено выбором системы координат и рассмотрением движения по прямой. Как выбор СК, так и характер рассматриваемого движения оговорены авторами учебника.
Ну и какой же физический смысл компоненты вектора, которая ""просто" набор из
нулей."? И каков физический смысл каждого из нулей в наборе?
Я ведь написал:
Вопрос о физическом смысле такого вектора (как и любого другого, ненулевого) проистекает из того, какой физический смысл придается каждой из
компонент вектора.
В каждом конкректном случае - свой. Приведите конкретный случай - я отвечу.
Так что там с нашим главным тезисом обсуждения, перемещение может быть отрицательным?
С Вашим главным тезисом вопрос ясен, как Божий день: атрибут "отрицательный" неприменим к вектору, коим по определению является перемещение.
------------
errnough, какую цель Вы преследуете?
Найти ошибки в учебнике? Так и напишите, тогда с Вами вряд ли кто-то будет обсуждать эту тему, т.к. в данном вопросе ошибок в учебнике МФТИ нет.
Разобраться в противоречии между написанным в учебнике и Вашими представлениями? Это - другое дело. Задавайте вопросы, Вам ответят прямо или дадут ссылку, где почитать (форум - все же заведение не учебное). Только в этом случае не будьте таким агрессивным по отношению к учебникам. Исходите из принципа: в элементарных вопросах учебник не ошибается, а если есть впечатление, что ошибается (вероятность чего не равна нулю, но не очень велика), то следует сначала проверить, не ошибаетесь ли Вы.
Или Вы хотите продвинуть какую-то идею? Например, Вы написали
Мой собственное мнение на противоречивые разъяснения очень короткое: в физике пропущен закон, который записывается очень элегантно на языке математики:
Так ведь кроме математической формулы Вы ничего не написали: ни объяснения обозначений, ни физических соображений. Поэтому никакой закон здесь пока не выражен. Задумайтесь также, не пропущен ли какой-то физический закон в Ваших знаниях?
Может быть, прав
ewert, который
Мне вот чего-то кажется, что вполне понимает, да вот как-то стесняется своего понимания и никак не хочет выдавать его на поверхность..
--------------
errnough в сообщении #227107 писал(а):Так что там с нашим главным тезисом обсуждения, перемещение может быть отрицательным?
Может. А что, кто-то сомневается?
Перемещение (вектор) не может быть ни отрицательным, ни положительным - несовместимые понятия. Проекция вектора может иметь любой знак.