Э-эээ... Я в недоумении, ибо таких философских вопросов не понимаю.
Это не философский вопрос. Вы утверждаете, что вопрос об актуальной бесконечности имеет конкретное математическое значение. Вот и сформулируйте это в конкретных математических терминах применительно к теории множеств. Пока Вы усиленно увиливаете. Сначала Вы утверждали, что бесконечность в теории множеств - это актуальная бесконечность в отличие от бесконечности в конструктивной теории. На просьбу дать математическое определение актуальной бесконечности я пока ничего внятного не услышал. Вы просто назвали бесконечное (в смысле Дедекинда) множество актуально бесконечным, никак это не мотивируя. Потом Вы заявили, что не хотели давать определения, а просто указали,
чтó Вы
хотите называть актуально бесконечным. Теперь заявляете, что вопрос вообще к математике отношения не имеет.
Вывод (который мне был ясен с самого начала): Вы вообще не понимаете, о чём говорите. В математике нет понятий актуальной и потенциальной бесконечности, эти понятия носят псевдофилософский характер и связаны со способом интерпретации множеств, не более того. Возможна любая интерпретация множеств, хоть "актуальная", хоть "потенциальная". Говорить, что "классическая математика плохая, потому что использует абстракцию актуальной бесконечности", а "конструктивная математика хорошая, потому что использует абстракцию потенциальной осуществимости", математически бессмысленно. Реальные различия классической и конструктивной математики находятся совсем в другом месте.
А теперь подумайте, можно ли в теории, формализованной в логике первого порядка, приписать какие либо характеристики свойству? Например, вот Вам свойство:
- "число
является простым".
Как бы Вы записали утверждение о бесконечности типа простых чисел, не прибегая к аксиоматике теории множеств? Может быть как-то так:
?
Увы, логика первого порядка не позволяет подставлять предикатные символы вместо переменных в другие предикаты.
Если оставаться в рамках языка арифметики, я бы рассматривал
как сокращение формулы
. Эта формула в арифметике доказуема и подозрительно похожа на формулу, выражающую аксиому бесконечности.
Так Вы мне не ответили: язык теории множеств отнóсится к логике первого порядка или нет?
Я хочу сказать, что в ZFC множества рассматриваются не только как свойства, но и как объекты. А в конструктивном смысле типы объектов сами по себе объектами не являются. Хотя все объекты конечного типа можно собрать в совокупность, которую допустимо рассматривать как объект.
Мне это надоело. В книге Кушнера, на которую я не раз ссылался, и который является конструктивистом, множества рассматриваются как конструктивные объекты - независимо от того, называть ли их множествами, свойствами или типами, и независимо от того, конечны они или нет. Он обращается с ними, как с объектами. В одной и той же теории. Совершенно предметной. Ему я верю, а Вашим увёрткам - нет.
Это Вы сейчас апеллируете не к тому. Из философских рассуждений вокруг актуальной бесконечности действительно мало что можно почерпнуть. Как я понимаю, в этом и состояла Ваша претензия к этому понятию: что оно "не математическое". А я Вам говорю, что оно математически определимо.
И где определение? Только не повторяйте своё "определение". Вы уже сами признали, что оно ничего не определяет, а только "указывает, что Вы хотите этим словом называть".
утверждение об актуальном (т.е. в предметной теории) существовании бесконечности (т.е. объекта, содержащего все объекты бесконечного типа) является нетривиальной особенностью теории
совершенно одинаково справедливой как для классической теории множеств, так и для конструктивного рекурсивного анализа. Читайте Кушнера.
В предметной теории (например, в арифметике) тип предметных объектов (например,
) не получится определить как конструктивный объект. Но, естественно, тип предметных объектов является объектом метатеории.
Господи, далась Вам эта метатеория, что Вы её везде видите и везде втыкаете, бóльшей частью совершенно не к месту.
Арифметика - очень сильная теория. Я в одной из тем показывал, что она эквивалентна теории наследственно конечных множеств (в том смысле, что в арифметике можно интерпретировать теорию множеств так, что все аксиомы теории множеств, кроме аксиомы бесконечности, будут теоремами арифметики (все множества в этой интерпретации равномощны натуральным числам), а арифметику, в свою очередь, можно интерпретировать в теории наследственно конечных множеств (с аксиомами индукции вместо аксиомы бесконечности) так, что все аксиомы арифметики будут теоремами теории множеств).
Но этого мало. В арифметике можно интерпретировать гораздо бóльшие фрагменты теории множеств, включающие много бесконечных множеств, в том числе, и
. Известно, например, что можно определить все ординалы, меньшие первого так называемого эпсилонового ординала (так называются ординалы, удовлетворяющие уравнению
). И можно использовать трансфинитную индукцию до любого ординала, меньшего этого самого
.
Видите ли в чём дело: Речь была об актуальной бесконечности, причём я утверждал, что бесконечные типы определимы, но их "существование" нельзя конструктивно утверждать в том же смысле, в котором утверждается существование объектов соответствующего типа. Так что Ваше возражение формально верно, но не совсем по существу.
, конечно же, "можно рассматривать как объект", но совсем не в том смысле, в котором рассматриваются натуральные числа.
Читайте Кушнера. И натуральные числа, и натуральный ряд рассматриваются совершенно равноправно и являются конструктивными объектами в одинаковом смысле. И то, и другое - слова в заданном алфавите, которые совершенно одинаково могут быть входными данными и результатом работы алгоритмов.
Натуральное число - это строка вертикальных чёрточек (такое определение использует Марков). Таким образом,
- это совокупность всех строк вертикальных чёрточек. Ну нет такой теории, в которой бы "существовал" такой объект именно в таком буквальном смысле.
В таком "буквальном" смысле его нет и в ZFC.
Только в ZFC нет никакой "иерархии множеств" - все они равноправны.
Да есть там иерархия. Существование этой иерархии в ряде случаев сильно облегчает жизнь, хотя слишком уж большой роли она и не играет. Поэтому Вы о ней и не знаете (или умышленно забыли, поскольку в
теме, посвящённой актуальной бесконечности, о ней речь заходила). Можно рассматривать теории множеств, в которых полной (охватывающей все множества) иерархии нет. Но частичную иерархию обычно можно построить, если теория не слишком уж ограниченная.
Именно это позволяет одновременно утверждать две вещи: 1) бесконечность количества объектов, обладающих неким свойством, и 2) существование в том же мире объекта, "составленного" из всех этих объектов. Конструктивно объединить эти два утверждения никак не получится.
У других конструктивистов получается, только у Вас почему-то не получается.
P.S. Просто поразительно. Стоит в какой-нибудь теме появиться
Nxx или
eprosу, в ней сразу начинается обсуждение актуальной бесконечности и "преимуществ" конструктивной математики. Посмотрите на название этой темы. Много ли сообщений в ней посвящено именно теореме Гёделя?