И. А. Тюлина, История и методология меxаники, 1979 писал(а):
Как изобретатель и практик, связанный с архитектурой, Леонардо стремился найти короткие и прямые правила расчета равновесия простых машин. Следуя кинематическому направлению исследования равновесия, он вырабатывает свое понятие «потенциального» плеча рычага. Леонардо рассматривает круг, так как чаще всего грузы в простых машинах перемещаются по окружности. Помещая в разных точках круга различные грузы, он рассуждает следующим образом: все помещенные на окружности грузы будут иметь такую же «силу», какую имели бы подобные же грузы, помещенные на перпендикулярах к линии равенства (горизонтальный диаметр) (рис. 1).
Грузы А и а имеют одинаковое «потенциальное» плечо. Об этом же понятии («потенциальное» или «духовное» плечо) Леонардо говорит в других примерах: ломаный рычаг, рычаг с веревками, образующими разные углы с горизонтальным стержнем рычага. Тяжесть сообразно положению груза пропорциональна весу гири и «духовному» плечу, т. е. длине перпендикуляра, опущенного из точки подвеса на направление нити.
М. Льоцци, История физики, 1970 писал(а):
Лишь Леонардо да Винчи оказался столь проницательным и храбрым, что из этого опыта отважился сделать вывод о сущности механизма зрения. И действительно, Леонардо описывает весьма подробно камеру-обскуру и, отметив перевертывание изображения, замечает: «То же происходит и внутри глаза» **.
там же писал(а):
В предложении 39 книги V (Альхазена) сформулирована знаменитая задача о сферическом зеркале, получившая название задачи Альхазена: приданном положении зеркала, светящейся точки и глаза найти точку зеркала, в которой происходит отражение.
Леонардо да Винчи после многочисленных попыток, одни из которых кончались ошибочным убеждением в том, что ответ найден, а другие наводили на мысль о неразрешимости задачи, в конце концов пришел к «конструктивному» решению задачи, т. е. решению с помощью построенного им механического прибора, замечательного тем, что в нем впервые применена пятизвенная шарнирная система.
там же писал(а):
Леонардо создал теорию движения волн на море.
там же писал(а):
Леонардо исследовал и описал с удивительной точностью полет птиц. Он знал, что давление воздуха на нижнюю поверхность крыльев создает силу, которую теперь называют подъемной; он исследовал анатомию летательных органов, сопротивление воздуха и динамическую роль центра тяжести для движения.
там же писал(а):
Леонардо находит центр тяжести тетраэдра (а отсюда и произвольной пирамиды). К этому открытию он добавляет также весьма изящную теорему: прямые, соединяющие вершины тетраэдра с центрами тяжестей противоположных граней, пересекаются в одной точке, являющейся центром тяжести тетраэдра и делящей каждую из прямых на две части, из которых та, что прилегает к вершине, втрое больше другой. Это первый результат, который наука нового времени добавила к исследованиям Архимеда о центрах тяжести.
там же писал(а):
Леонардо расширил понятие момента силы по отношению к точке, открыв для двух частных случаев теорему о разложении моментов и с удивительным искусством применив ее для решения задач о сложении и разложении сил.
там же писал(а):
Леонардо открыл, по-видимому в результате размышлений об устойчивости различных наклонных башен в Италии (Пиза, Болонья), теорему, которая теперь называется «теоремой об опорном многоугольнике»: тело, опирающееся на горизонтальную плоскость, остается в равновесии, если основание вертикали, проведенной из его центра тяжести, попадает внутрь площади опоры.
там же писал(а):
Леонардо приходилось долго и много заниматься с весами, и эта практика привела его не только к открытию того, что воздух имеет вес (тогда как традиция, восходящая к Симплицию, учила, что воздух веса не имеет), но и к открытию изменения атмосферного давления и к созданию разновидности рычажного барометра или, как полагают другие, гигрометра «для определения качества и густоты воздуха и когда ожидается дождь».
Будучи художником, он активно интересовался теорией оптики. Он дал первое описание камеры-обскуры, изобретенной арабами еще за два века до него, и первым использовал ее в теории зрения. Он предложил очки, ччтобы видеть Луну большой», и, возможно, сконструировал параболические зеркала. Он открыл явление стойкости изображений; заметил, что оба глаза видят различное изображение объемных тел; ставил перед собой задачи фотометрии; первым утверждал, что пепельный свет Луны (тот самый, который Галилей называл «лунной чистотой») представляет собой свет, исходящий от Земли и отраженный от Луны.
П. С. Кудрявцев, История физики, 1956 писал(а):
Важно отметить, что Леонардо был первым, провозвестившим в новое время тезис об истории Земли. Земля имеет свою историю. Об этом свидетельствуют окаменелости, находимые в земной коре.
В. И. Яковлев, Предыстория аналитической механики, 2001 писал(а):
Леонардо да Винчи в «Замечаниях об игре в шары», рассматривая падение тела под углом к горизонту, вводит понятие «составного» и «разлагаемого импетуса», говорит о возможности перехода от «насильственного» движения, то есть бросания, к «естественному», то есть вертикальному падению.
там же писал(а):
Открытый Леонардо да Винчи экспериментально закон сухого трения («Каждым тяжелым телом побеждается сопротивление трения по весу, равное четвертой части этого веса») оказался достаточно точным.