Юристы различают позитивное (созданное людьми – законодателями, властителями и т.д.) и естественное (исходящее от природы) право.
Хорошо, давайте утрясем термины. Боюсь, это будет нелегко, т.к. в устоявшихся понятиях много ошибок и подчас откровенного лицемерия. Я бы предложил не копать эту кучу, а попытаться говорить обычным человеческим языком, не боясь, что Вас неправильно поймут - русский язык ассоциативен, многовариантен и контекстуален - можно читать между строк и даже букв...
Ну да ладно, разрешите прокомментировать для примера эти первые Ваши суждения.
Цитата:
"Юристы различают ... "
Если Вы полагаете, что Вы сможете раскрыть для себя эту тему про реформу и частную собственность на уровне "юристов", то это вряд ли. Народный эпос на эту тему можно я опущу.
Цитата:
"позитивное (созданное людьми – законодателями, властителями и т.д.) и естественное (исходящее от природы) право".
Ну, во-первых, не всё созданное людьми - позитивно (положительно), поэтому этот эпитет уже как бы является своего рода индульгенцией для законодателей... Затем - "созданное ... властителями" - да бог с Вами, властители - ничего не создают - они только приказывают и паразитируют на созданном, к "праву" имеют отношение лишь в рамках идеологемы "прав тот, у кого больше прав" ... Наконец, т.н. "естественное право" - что, все, что создано природой - естественно и является "правом"? Да, в природе есть замечательные элементы социальных отношений - и в царстве растений, и в царстве животных, особенно - у высших, скажем, у волков, у пчел, у китов, у дельфинов - взаимопомощь, коллективизм, самопожертвование и т.д. Но есть и "волчьи законы" : "выживает сильнейший (подлейший)", "в борьбе все средства хороши", умри ты сегодня, а я завтра", ..., - которые, именно кивком в сторону их "естественности", - и легитимизируются в обществе гомосапиенсов ... Вот ведь в чем беда-то. Более того, как показали наши исследования (см. теорему о порядке), эти "законы тайги" оказываются вовсе не естественными, присущими природе изначально - а результатом некой аномалии, срыва нормального естественного процесса строительства биосферы и человека ... - видите, в какие сферы приходится залезать, чтобы уточнить всего лишь одно устоявшееся понятие - "естественное право".
Формально законные действия властей (соответствующие позитивному праву) могут нарушать естественные права. Яркий пример – фашистские режимы. Они могут действовать по закону (ими же установленному) но при этом будут преступными. Полагаю, что ваше "узаконенное воровство" - из той же серии, т.е. противоречие позитивного и естественного права.
Уже из изложенных выше соображений фраза "законные действия властей" в принципе вызывает легкую грусть - это когда это власть (если она антинародная) действовала "незаконно" по "позитиву" и "незаконно" по "естеству"? Любой грамотный юрист всегда обеспечит ей "юридическую кристальность" её действий - всегда. Так что правды жизни на этом уровне, я считаю, нет и быть в принципе не может. Но её нет и на уровне введенного Вами "естественного права" - в природе можно найти любые прямо противоположные прецеденты поведения. Согласитесь.
Поэтому, на мой взгляд, чтобы разобраться в смысле происходящих социальных процессов объективно, есть только один путь - при оценке событий, при отделении правды от лжи, добра от зла, в ряду всех возможных соображений : мировоззренческих, политических, экономических и т.д., - высший приоритет отдать не "позитивному", не "природному" праву - а нравственному критерию : всё, что противоречит совести, ложь.
Естественно, тут возникают обычные возражения : добро и зло относительны, совесть у каждого своя, политика и экономика - внеэтические категории и т.п. Но, к сожалению, и одновременно, к счастью, всё это неправда. Причем, каждый человек прекрасно знает, что это неправда. И, поверьте, другого пути нет. В принципе.
Вот Вы дальше пишите :
Цитата:
Возвращаюсь к нашему вопросу – законности приватизации.
Начну с формальной «законности». Я уже сказал, что она вызывает сомнения. Но называть приватизацию «грабежом», а участников – «ворами» мы не можем, так как суд не дал правовую оценку этим действиям.
Ну и что? Какие тут могут быть сомнения с точки зрения обычной человеческой (заметьте, не естественной природной) нравственности? "Уралмаш за камаз ваучеров"... Какой суд? "Басманный"? - он даст... В этом никого убеждать не надо. Страна, её производство, инфраструктура, её недра и т.д. были за 17 лет разграблены. По уровню жизни (а это десятки показателей) страна отброшена из четверки лучших на 60-е место в мире (данные 2004 г.)
Далее Вы пишите именно об этом :
Что касается оценки с точки зрения «совести» или естественного права, то это повод для длительной дискуссии.
Ну и что? Если, выходит, дискуссия длительная, то можно ограничиться тем, что общепринято и лежит на поверхности, и на нравственность можно закрыть глаза? Положить на неё что-нибудь тяжелое? Я думаю, это не аргумент. Совесть может оказаться единственным имеющимся в наличии у каждого человека субъективным, которое, и только оно, оказывается одновременно и единственно объективным - не зависящим ни от строя на дворе, ни от социального положения человека, ни от его образования и происхождения. Может, поэтому все хором от неё и убегают?
(продолжение следует)