2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение16.04.2025, 20:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2425
МО
Alex Krylov в сообщении #1682512 писал(а):
Есть и такая точка зрения (https://galkovsky.livejournal.com/138497.html
):
Цитата:

...Но кто же эти три исполина, написавшие учебник для десятков миллионов юношей? А никто. «Клопский, Скопец, Ягодовский». Клопского я так по интернету и не пробил. Искал, конечно, не по первому разряду, но минут сорок посидел. НОЛЬ...

Прямо первая ссылка из поиска дает биографическую информацию по поводу указанного лица:
https://www.mathedu.ru/indexes/authors/klopskiy_v_m/

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение16.04.2025, 21:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8962
Alex Krylov в сообщении #1682512 писал(а):
Есть и такая точка зрения
...выпускника философского факультета, никогда не занимавшегося ни математикой, ни ее преподаванием. Мода такая в наступившем веке: по каждому вопросу иметь точку зрения и высказывать ее в своем блоге.

Еще из обсуждаемого поста.
Галковский писал(а):
Уровень учебника Колмогорова доступен 60% ребят и 15% девушек. Всё. Остальные могут пройти учебник только путём мухлежа.
Очень интересно: господин философ и впрямь замеры проводил, и девушек оказалось вчетверо меньше, чем парней? Или походя воспроизводит расхожий стереотип, припечатывая его безапелляционным "Всё."?

И вот это интересно.
Галковский писал(а):
У очень многих людей – НЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА. И это не болезнь, не уродство, а генетическая особенность. Её нельзя ликвидировать. Никак. Методом побоев можно выйти на механическое нажимание клавиш, но это будет не музыка, а какофония.
Мне кажется, преподаватели музыки тут многое могли бы сказать.

В общем, типичный пост в типичном блоге. Круг затронутых вопросов - космический, суждения - безапелляционны, компетенция автора - сомнительна, репутационная ответственность за свои слова - нулевая.

Я тоже не знаю, как преподавать геометрию, но у меня хоть блога нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение16.04.2025, 22:22 


01/09/14
699
Alex Krylov в сообщении #1682512 писал(а):
Клопский, Скопец, Ягодовски

Вот книга(можно листать драгом)
https://anyflip.com/qmwb/jesg
Прочитал начало, понравилось, коротко, структурно и понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 15:35 


14/11/21
212
Да, сейчас ведь у нас "ягодки" поспевают от той "реформы", если иметь в виду декларированные когда-то (некоторыми реформаторами) "цели и ориентиры". Имею в виду преподавание в средней школе "основ комбинаторики, теории вероятностей и мат статистики"

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 19:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7355
Alex Krylov в сообщении #1682689 писал(а):
Да, сейчас ведь у нас "ягодки" поспевают от той "реформы", если иметь в виду декларированные когда-то (некоторыми реформаторами) "цели и ориентиры".

Прошло полвека. Если что не так, так можно было бы и десять раз переориентироваться.
Alex Krylov в сообщении #1682689 писал(а):
Имею в виду преподавание в средней школе "основ комбинаторики, теории вероятностей и мат статистики"

Если взять среднестатистического человека, то возникает интересный вопрос - что ему в жизни более пригодится - основы теории вероятности и статистики или умение построить сечение сложного трёхмерного тела. И я думаю, что первое и более пригодится и более доступно для изучения.

Но это моё личное мнение. Но можно посмотреть на международный опыт. Всё же крен идёт в сторону вероятностных наук.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 19:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5498
Alex Krylov в сообщении #1682689 писал(а):
Имею в виду преподавание в средней школе "основ комбинаторики, теории вероятностей и мат статистики"

Замечательно, что в школе ввели элементы комбинаторики и теории вероятностей. Давно пора было это сделать. Только это не имеет отношения к колмогоровской реформе. Колмогоровская была сильно раньше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7355
Alex Krylov в сообщении #1682689 писал(а):
Имею в виду преподавание в средней школе "основ комбинаторики, теории вероятностей и мат статистики"

И чего-то мне кажется, что это не главная проблема. Дух эпохи потерян. Журналу "Знание-сила" будет скоро сто лет. Причём основан он был в сложные времена для образования. Понимает ли сейчас средний школьник, что сила в знаниях (в школьных) - я сомневаюсь. Сейчас много и упорно заниматься не престижно. Будут дразнить ботаником.

-- Чт апр 17, 2025 19:34:39 --

Mihr в сообщении #1682774 писал(а):
Замечательно, что в школе ввели элементы комбинаторики и теории вероятностей. Давно пора было это сделать. Только это не имеет отношения к колмогоровской реформе. Колмогоровская была сильно раньше.

В колмогоровском учебнике алгебры за девятый класс комбинаторика таки была. Непонятно, только, зачем. Чтобы был понятен смысл её ввода, надо было и простейшие понятия теории вероятностей вводить. А так школьники чего-то учат и не понимают, зачем они это учат.

В десятом классе ввели и интеграл. Только непонятно зачем. Дело в том, что введён он был ближе к концу курса. Там уже настаёт пора готовиться к экзаменам. И уже не до того, чтобы понять, где и как этот интеграл можно было использовать - в физике и геометрии.

Хотя претензий к учебнику алгебры было сильно меньше, чем к учебнику геометрии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 19:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5498
мат-ламер в сообщении #1682778 писал(а):
В колмогоровском учебнике алгебры за девятый класс комбинаторика таки была.

Совершенно не помню такого. Да и по оглавлению сейчас не нашёл. По предметному указателю тоже. Если она есть в учебнике, то на каких страницах?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 19:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7355
Mihr в сообщении #1682783 писал(а):
Если она есть в учебнике, то на каких страницах?

В учебнике за 9-й класс от 1976 года (Колмогоров, Вейц и др.) это вторая глава (стр.17 - 40). В принципе какие-то совершенно примитивные задачи по теории вероятностей там в конце есть.

-- Чт апр 17, 2025 19:59:47 --

мат-ламер в сообщении #1682778 писал(а):
Чтобы был понятен смысл её ввода, надо было и простейшие понятия теории вероятностей вводить.

Как необязательный материал (со звёздочкой) всё же что-то по теории вероятности было.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 20:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5498
мат-ламер в сообщении #1682778 писал(а):
В десятом классе ввели и интеграл. Только непонятно зачем.

Затем, в частности, что с его помощью вычислялись потом площади и объёмы.
мат-ламер в сообщении #1682778 писал(а):
Там уже настаёт пора готовиться к экзаменам. И уже не до того, чтобы понять, где и как этот интеграл можно было использовать

Лично мне школьное знакомство с интегралом никак не помешало готовиться к выпускным экзаменам. Кому-то, может, и помешало, не знаю.

мат-ламер в сообщении #1682784 писал(а):
В учебнике за 9-й класс от 1976 года (Колмогоров, Вейц и др.) это вторая глава (стр.17 - 40).

Понятно. Я учился по более позднему изданию, там комбинаторики не было.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 21:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7355
Mihr в сообщении #1682786 писал(а):
Лично мне школьное знакомство с интегралом никак не помешало готовиться к выпускным экзаменам. Кому-то, может, и помешало, не знаю.

Не то, чтобы помешало. Насчёт интеграла, это не моё мнение, это я где-то прочёл (наверное, в обзоре Неретина, но не уверен). Дело в том, что до реформы нужные площади и объёмы в геометрии объяснялись в учебниках без интегралов чисто интуитивно. Может быть не совсем строго. А если их вычислять через интеграл для тех задач геометрии, что рассматривались в учебнике, то там удобно рассматривать, скажем, полярные, либо цилиндрические, либо сферические координаты. А если считать в лоб через декартовы, то там и не каждый школьник возьмёт такой интеграл. Тем более, он по духу, например, двойной. То есть с интегралами там далеко не всё так просто. А если учесть, что интеграл на экзаменах знать не нужно было, то энтузиазма изучать его обычно не было. Конечно, кто интересуется, тот изучал (возможно до того, как интегралы появятся в программе).

То есть прочитанное мною мнение было таким. Эта тема не сильно и нужна была, но и не сильно вредила. Лично я тоже знал в школе, что такое интеграл. И считаю, что мне это было полезно. Только я думаю, что мы тут рассматриваем не личные интересы, а что же должно быть в программе для общеобразовательной школы. Интеграл таки в профильных классах сейчас изучают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение17.04.2025, 21:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5498
мат-ламер в сообщении #1682791 писал(а):
А если их вычислять через интеграл для тех задач геометрии, что рассматривались в учебнике, то там удобно рассматривать, скажем, полярные, либо цилиндрические, либо сферические координаты.

Удобно - да. Но "удобно" - не значит "единственно возможно".
мат-ламер в сообщении #1682791 писал(а):
А если считать в лоб через декартовы, то там и не каждый школьник возьмёт такой интеграл.

Достаточно, чтобы учитель один раз вывел на доске с помощью интеграла формулу объёма пирамиды, конуса или шара. Просто для того, чтобы эти формулы не выглядели "взятыми с потолка". А сами ученики пусть решают задачи попроще. Ничего страшного.
мат-ламер в сообщении #1682791 писал(а):
Тем более, он по духу, например, двойной.

Что значит "интеграл по духу двойной", мне не очень-то понятно. Но все необходимые формулы, как я помню, выводились с помощью определённых интегралов. За исключением формулы площади сферы: она выводилась путём дифференцирования объёма шара по радиусу.
мат-ламер в сообщении #1682791 писал(а):
Интеграл таки в профильных классах сейчас изучают.

Не только в профильных, по-моему. Хотя не настаиваю: возможно, ситуация изменилась в очередной раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение18.04.2025, 18:41 


14/11/21
212
Цитата:
В колмогоровском учебнике алгебры за девятый класс комбинаторика таки была

Есть еще учебник Виленкина, Ивашева-Мусатова (пасынок Колмогорова), Шварцбурда, Алгебра математический анализ, 11 класс, для школ с углубленным изучением математики, Просвещение, 1990...

Там есть следующие разделы: Интеграл и дифференциальные уравнения; Показательная, логарифмическая и степенная функции; Уравнения и неравенства с параметрами; Многочлены от нескольких переменных. Системы уравнений и неравенств; Комплексные числа и операции над ними; Элементы комбинаторики; Элементы теории вероятностей

Но определенные разделы этого учебника влоть до определенных времен в официальную программу не входили и пропускались (Элементы комбинаторики; Элементы теории вероятностей)

Цитата:
Имею в виду преподавание в средней школе "основ комбинаторики, теории вероятностей и мат статистики"

Что я тут имею в виду... Представьте, у вас есть условных 10 часов времени и за это время вы можете прочитать какие-то два раздела и освоить их хорошо. Или вам предлагают за это же время прочитать 10 или 100 каких-то разнобойных разделов и в итоге на хорошем уровне не освоить ничего, но зато иметь возможность
Цитата:
...Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...

Это называется, мозаичное образование! Тем более, если сетка часов и так под завязку забита "мусорными" предметами. А с мат статистиком интересность положения заключается еще и в том, что начинать преподавать ее предлагают до Теории вероятностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение18.04.2025, 19:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7355
Alex Krylov в сообщении #1682955 писал(а):
Что я тут имею в виду... Представьте, у вас есть условных 10 часов времени и за это время вы можете прочитать какие-то два раздела и освоить их хорошо. Или вам предлагают за это же время прочитать 10 или 100 каких-то разнобойных разделов и в итоге на хорошем уровне не освоить ничего, но зато иметь возможность

Alex Krylov в сообщении #1682955 писал(а):
Это называется, мозаичное образование!

Я примерно тоже имел в виду (насчёт комбинаторики и теории вероятности). Эти темы возникают как-бы вдруг, их наскоро проходят за несколько уроков. И всё. Дальше результаты этих наук нигде не используются. Тем более, что ранее эти темы не присутствовали ни в экзаменах, ни в ЕГЭ (сейчас в ЕГЭ вероятность есть). Причём теории вероятности тоже не было в программе. Колмогоров вставил самые начала ТВ в свой учебник, как параграфы со звёздочкой (для особо заинтересованных).

И насчёт интеграла. С ним точно такая же история. Интеграл возникал ближе к концу обучения. Излагался кратко, насколько это возможно. Даже методы вычисления интеграла с помощью подстановок (кроме линейных) не обсуждались. Да, для особо заинтересованных в учебнике было ещё пару пунктов со звёздочкой. Дальше ни в курсе алгебры, ни в курсе физики интеграл не возникал. Дальше в учебнике геометрии он возникал для того, чтобы найти объём нескольких тел. Понятное дело, что для учителя это удобно. Интересно, что вскоре реформаторские учебники по геометрии отменили. А когда вернулись к учебнику геометрии Погорелова, то там уже объёмы вычислялись без интегралов. Ну и что тут в голове останется у среднего школьника, учитывая, что интегралы не использовались ни в экзаменах, ни в ЕГЭ. Однако, в учебнике Атанасяна и др. интегралы вводятся опять. Сообразительные школьники кумекают, что изучать, как вообще считаются объёмы не надо. Достаточно запомнить формулы объёмов и площадей поверхностей для нескольких тел и для решения задач этого будет достаточно.

Я тут смотрел ролик специалиста по психологии обучения Ясюковой. Она говорит, что с обучением катастрофа. Вместо того, чтобы ориентировать себя на понимание (Ясюкова говорит о понятийном мышлении, которое сейчас встречается редко), школьники ориентированы на то, чтобы что-то быстро подсчитать и тем самым отбиться от экзаменатора (учителя).

Но большой вопрос - так ли уж виновата в этом обсуждаемая реформа. Отчасти да. Средний школьник, отчаявшись понять что-то на уроках и в учебниках, осознаёт, что экзамены надо как-то сдать. Открывает пособия для сдачи экзаменов и обнаруживает, что ни экзамены, ни пособия по их сдаче, никак на реформу не отреагировали. И что для сдачи экзаменов надо что-то другое, а не знание школьной программы. Тем самым у ученика вырабатывается стандарт поведения на будущее - в ВУЗе главное не освоить теорию. Главное сдать зачёты и экзамен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение19.04.2025, 17:15 


14/11/21
212
Снова акад. Сергей Новиков добавляет интересные штрихи к портрету одного из идеологов "колмогоровской реформы" (https://math.ru/lib/files/pdf/mehmat/mm3.pdf):
Цитата:
Отлично помню! По анализу был сначала Хинчин, год. Потом он уехал в психиатрическую больницу, и после него лектором стал Стечкин... Без малейшего сомнения могу вам сказать: Стечкин, как лектор, был лучше Хинчина... А вот у нас на курсе Хинчина не хвалили. Ему даже записку посылали: "Что вы, нас за идиотов принимаете?". По уровню чтения лекций он нас путал с "партийщиками" начала тридцатых годов. Хинчин же тогда уже с ума сошёл, и похоже, у него на этом развитие остановилось. Кстати, все его замечательные работы были сделаны до этого, и в наше время он уже был серьёзно болен… Вот и путал он нас с "партийщиками" тридцатых годов. И потому он так читал лекции, что ему послали эту самую записку: "Что вы, нас за идиотов принимаете?".

"Гениальность и помешательство..."

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 139 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group