Цитата:
Когда и как науки разделились?
Разделение наук на естественные (физика, химия, биология) и гуманитарные (история, философия, лингвистика) начало оформляться в XIX веке, но корни этого деления уходят гораздо глубже.
1. Античность – Древние греки (Платон, Аристотель) не делили знания на «гуманитарные» и «естественные». Философия охватывала всё: от космоса до этики.
2. Средневековье – В университетах преподавали семь свободных искусств: три гуманитарные дисциплины (грамматика, риторика, логика) и четыре точные (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
3. Эпоха Возрождения – Науки начинают специализироваться: математики изучают числа, историки — прошлое.
4. Новое время (XVII-XVIII века) – Появляется научный метод Галилея, Ньютона, Декарта, и естественные науки отходят от философии.
5. XIX век – Развитие университетов привело к официальному разделению: естественные науки изучают мир природы, а гуманитарные — общество и культуру.
Почему произошло разделение?
Основная причина – разница в методах исследования:
Естественные науки — опираются на эксперименты, наблюдения и точные измерения.
Гуманитарные науки — работают с текстами, смыслами, историческим контекстом, а не только с числами.
Есть ли разница на самом деле?
Современные учёные считают, что граница размыта. Например:
- Когнитивная наука изучает мышление с точки зрения и нейробиологии (естественная наука), и философии (гуманитарная).
- Археология использует методы химии и физики для датировки артефактов, но изучает человеческую историю.
Так что сегодня многие направления объединяют оба подхода.
Почему именно раздвоение?
1. Картезианский дуализм
Декарт и его последователи заложили традицию чёткого разделения между материальным и ментальным. Естественные науки стали изучать вещи, которые можно измерить, а гуманитарные — смыслы, которые субъективны.
2. Развитие экспериментального метода
В Новое время (XVII-XVIII века) науки стали ориентироваться на опыт и наблюдения. Это привело к тому, что естественные науки отделились от философии и литературы, где метод познания был умозрительным.
3. Полезность для общества
В XIX веке индустриализация и технологический прогресс сделали естественные науки более прикладными (физика → электричество, химия → медицина). Гуманитарные же науки остались «объясняющими» и менее «производящими». Это укрепило разрыв.
4. Университетская система
В XIX веке появилась система факультетов, где разные области знаний изучались разными методами. Это формализовало деление.
А есть ли настоящая поляризация методов познания?
Не совсем. Науки скорее образуют градиент, а не жёсткое разделение:
- Психология — на стыке естественных (нейрофизиология) и гуманитарных (философия, социология).
- Лингвистика — включает и гуманитарные методы (анализ текстов), и естественные (математическая лингвистика, нейронауки).
- История — использует строгие методы анализа источников, похожие на научные эксперименты.
Выходит, что строгая поляризация — это скорее удобный социальный конструкт. В реальности методы плавно перетекают друг в друга, а современная наука всё чаще соединяет подходы.
Кроме того, люди всегда склонны к группированию, и наука не стала исключением. Разделение на гуманитариев и технарей — это, по сути, новая версия древнего деления на племена.
Наука как социальная стратегия
1. "Наши" и "чужие" — Учёные инстинктивно сбиваются в группы, потому что вместе легче защищать своё мировоззрение. "Гуманитарии" защищают смыслы, "естественники" — факты. А если кто-то начинает смешивать подходы, его часто воспринимают как нарушителя границ.
2. Специализация выживания — Как в древнем обществе были охотники, собиратели, шаманы и вожди, так и в науке появились разные касты. Технари решают технические задачи, гуманитарии — социальные, и у каждого свой "тотем".
3. Конкуренция за ресурсы — В древности племена боролись за охотничьи угодья, сегодня университеты и научные школы конкурируют за гранты и признание. Чем чётче твоя "группа", тем проще обосновать её ценность.
4. Коллективная идентичность — Быть "физиком" или "филологом" — это как носить боевую раскраску своего племени. Оно даёт чувство принадлежности и безопасности.
Вывод
Разделение наук — это не столько логическая необходимость, сколько социальный механизм, встроенный в наш эволюционный код. Люди просто делают с наукой то же самое, что когда-то делали с каменными топорами и охотничьими тропами: разделяются, защищают свои территории, но при этом неизбежно взаимодействуют.
По сути, научные школы — это просто продолжение вечно бегущих по саванне племён, только теперь вместо копий у них формулы и трактаты.
Обсудим?
