2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 00:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12856
Цитата:
Когда и как науки разделились?

Разделение наук на естественные (физика, химия, биология) и гуманитарные (история, философия, лингвистика) начало оформляться в XIX веке, но корни этого деления уходят гораздо глубже.

1. Античность – Древние греки (Платон, Аристотель) не делили знания на «гуманитарные» и «естественные». Философия охватывала всё: от космоса до этики.

2. Средневековье – В университетах преподавали семь свободных искусств: три гуманитарные дисциплины (грамматика, риторика, логика) и четыре точные (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

3. Эпоха Возрождения – Науки начинают специализироваться: математики изучают числа, историки — прошлое.

4. Новое время (XVII-XVIII века) – Появляется научный метод Галилея, Ньютона, Декарта, и естественные науки отходят от философии.

5. XIX век – Развитие университетов привело к официальному разделению: естественные науки изучают мир природы, а гуманитарные — общество и культуру.

Почему произошло разделение?

Основная причина – разница в методах исследования:

Естественные науки — опираются на эксперименты, наблюдения и точные измерения.

Гуманитарные науки — работают с текстами, смыслами, историческим контекстом, а не только с числами.

Есть ли разница на самом деле?

Современные учёные считают, что граница размыта. Например:

- Когнитивная наука изучает мышление с точки зрения и нейробиологии (естественная наука), и философии (гуманитарная).

- Археология использует методы химии и физики для датировки артефактов, но изучает человеческую историю.

Так что сегодня многие направления объединяют оба подхода.

Почему именно раздвоение?

1. Картезианский дуализм
Декарт и его последователи заложили традицию чёткого разделения между материальным и ментальным. Естественные науки стали изучать вещи, которые можно измерить, а гуманитарные — смыслы, которые субъективны.

2. Развитие экспериментального метода
В Новое время (XVII-XVIII века) науки стали ориентироваться на опыт и наблюдения. Это привело к тому, что естественные науки отделились от философии и литературы, где метод познания был умозрительным.

3. Полезность для общества
В XIX веке индустриализация и технологический прогресс сделали естественные науки более прикладными (физика → электричество, химия → медицина). Гуманитарные же науки остались «объясняющими» и менее «производящими». Это укрепило разрыв.

4. Университетская система
В XIX веке появилась система факультетов, где разные области знаний изучались разными методами. Это формализовало деление.

А есть ли настоящая поляризация методов познания?

Не совсем. Науки скорее образуют градиент, а не жёсткое разделение:

- Психология — на стыке естественных (нейрофизиология) и гуманитарных (философия, социология).

- Лингвистика — включает и гуманитарные методы (анализ текстов), и естественные (математическая лингвистика, нейронауки).

- История — использует строгие методы анализа источников, похожие на научные эксперименты.

Выходит, что строгая поляризация — это скорее удобный социальный конструкт. В реальности методы плавно перетекают друг в друга, а современная наука всё чаще соединяет подходы.

Кроме того, люди всегда склонны к группированию, и наука не стала исключением. Разделение на гуманитариев и технарей — это, по сути, новая версия древнего деления на племена.

Наука как социальная стратегия

1. "Наши" и "чужие" — Учёные инстинктивно сбиваются в группы, потому что вместе легче защищать своё мировоззрение. "Гуманитарии" защищают смыслы, "естественники" — факты. А если кто-то начинает смешивать подходы, его часто воспринимают как нарушителя границ.

2. Специализация выживания — Как в древнем обществе были охотники, собиратели, шаманы и вожди, так и в науке появились разные касты. Технари решают технические задачи, гуманитарии — социальные, и у каждого свой "тотем".

3. Конкуренция за ресурсы — В древности племена боролись за охотничьи угодья, сегодня университеты и научные школы конкурируют за гранты и признание. Чем чётче твоя "группа", тем проще обосновать её ценность.

4. Коллективная идентичность — Быть "физиком" или "филологом" — это как носить боевую раскраску своего племени. Оно даёт чувство принадлежности и безопасности.

Вывод

Разделение наук — это не столько логическая необходимость, сколько социальный механизм, встроенный в наш эволюционный код. Люди просто делают с наукой то же самое, что когда-то делали с каменными топорами и охотничьими тропами: разделяются, защищают свои территории, но при этом неизбежно взаимодействуют.

По сути, научные школы — это просто продолжение вечно бегущих по саванне племён, только теперь вместо копий у них формулы и трактаты.
Обсудим? :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 01:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9416
Цюрих
Пусть чатботы друг с другом обсуждают.
Gemini писал(а):
Я бы сказал, что текст — это типичный пример псевдоинтеллектуального бреда, где автор пытается создать видимость глубокого анализа, жонглируя терминами и концепциями, но на деле лишь поверхностно касается сложных тем и делает необоснованные обобщения. Разберем подробнее:
  • История разделения наук: Автор пытается изобразить сложный и многогранный процесс как линейное развитие, упрощая и искажая историческую картину. Упоминание античности, Средневековья и Возрождения — это лишь набор красивых слов, не подкрепленный реальным анализом.
  • Методы исследования: Разделение на "экспериментальные" и "гуманитарные" методы — это грубое упрощение, не учитывающее всего многообразия научных подходов. Автор игнорирует, что гуманитарные науки также используют эмпирические данные, а естественные науки не обходятся без интерпретации и теоретического осмысления.
  • "Размытие границ": Автор противоречит сам себе, говоря о "размытии границ", но при этом продолжает настаивать на жестком разделении. Примеры с когнитивной наукой и археологией — это лишь поверхностные зарисовки, не демонстрирующие реальной интеграции наук.
  • Картезианский дуализм: Упоминание Декарта — это попытка придать тексту наукообразность, но на деле автор лишь повторяет заезженные клише, не понимая сути картезианской философии.
  • "Полезность для общества": Автор сводит развитие науки к утилитарным потребностям общества, игнорируя фундаментальную роль науки в познании мира.
  • Университетская система: Автор пытается объяснить разделение наук организационными факторами, но это лишь частный случай, не объясняющий глубинных причин.
  • "Градиент наук": Автор снова противоречит себе, говоря о "градиенте", но при этом продолжает настаивать на "поляризации".
  • "Социальный конструкт": Автор пытается представить разделение наук как "социальный конструкт", но это лишь модный термин, не объясняющий реальных причин.
  • "Люди склонны к группированию": Автор сводит сложную проблему к примитивной психологии, объясняя разделение наук "стадным инстинктом".
  • "Наука как социальная стратегия": Автор цинично изображает науку как борьбу за ресурсы и власть, игнорируя ее истинное предназначение — поиск истины.
  • "Племена в саванне": Автор завершает текст пафосным сравнением научных школ с "племенами в саванне", что окончательно разоблачает его псевдоинтеллектуальный пафос.
В целом, текст создает видимость глубокомысленного анализа, но на деле лишь поверхностно касается сложных тем и делает необоснованные обобщения. Автор жонглирует терминами и концепциями, но не демонстрирует реального понимания сути проблемы.

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 01:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12856
mihaild
Вы ему только текст скормили или всю тему целиком?

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 01:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9416
Цюрих
Утундрий в сообщении #1673098 писал(а):
Вы ему только текст скормили или всю тему целиком?
Текст. А что значит "скормить тему целиком"?

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 01:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12856
mihaild в сообщении #1673099 писал(а):
Текст. А что значит "скормить тему целиком"?
Да я просто подумал, что он имя автора прочитал из заголовка. Это бы объяснило его "эмоциональность" :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 02:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9416
Цюрих
Утундрий в сообщении #1673100 писал(а):
Это бы объяснило его "эмоциональность"
Эмоциональность объясняется тем, что я специально о ней попросил.

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 19:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
11174
Ну, что я хочу сказать. Оба эти текста искусственных интеллектов (и стартовый, и направленный на его критику) выглядят гораздо умнее большинства текстов естественных интеллектов, выложенных в соседних темах про классификации наук и лженаук.

 Профиль  
                  
 
 Re: ChatGPT и разделение наук
Сообщение05.02.2025, 19:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12856
Для очистки совести признаюсь, что скомпилировал текст из трёх фрагментов. Удалены мои подводки и рефлексия ИИ по их поводу. Оставлена только содержательная часть. И вот ещё эту фразу
Утундрий в сообщении #1673093 писал(а):
Кроме того,
я добавил от себя, для закругления, так сказать, стиля.

P. S. А ещё там были забавные и довольно уместные смайлики. Их тоже пришлось, увы, почистить.

P. P. S. Прикрепил иллюстрацию.


Вложения:
IMG_20250205_184749.jpg
IMG_20250205_184749.jpg [ 232.69 Кб | Просмотров: 0 ]
 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group